понедельник, 13 ноября 2017 г.

Обрети весь мир! - ПРИЛОЖЕНИЯ


ПРИЛОЖЕНИЕ 1: Основные ценности
Первейшие человеческие качества, развитие которых в себе и в других преследуют участники производств нового типа: инициативность, готовность помочь другим, тяга к знаниям, открытиям, изобретениям, любовь к природе.
Наиважнейшая способность, которую все стремятся развить - превращать все во все.
При помощи химических и физических реакций - любое сырье в любой материал, в любую вещь. Но прежде всего - легко превращать себя и других в кого угодно - в строителя, учителя, музыканта, художника, шахтера, космонавта, врача и т.д. Сегодня на ранних стадиях вхождения ребенка в культуру узловые моменты его развития протекают стихийно, так как они не познаны. В результате, вырастая, мы становимся ограниченными в способностях, и исправлять это крайне трудно.
Важно понять объективные законы Истории, чтобы обрести над собственной стихией такой же уверенный контроль, который прежние поколения установили над механической, физической, химической и биологической стихиями. Тогда нашими руками История будет превращена из хаоса, когда мы вынуждены подчиняться ее слепым силам, в гармонию, когда мы свободны во всем, т.е. достигаем любых своих целей благодаря знанию дела. Вместо череды застоев, кризисов и переворотов - непрерывное свободное превращение от одной фазы прогресса к следующей.
Очень важными также становятся исследования, которые позволят людям лучше находить общий язык, быть счастливыми в любви, достичь здоровья, красоты и долголетия (этот пункт - при помощи улучшения экологии, образа жизни и модификации ДНК), проникнуть вглубь физической формы движения материи и в просторы космоса.
Любить природу — это не возвращаться к дикости, а продолжать дело природы, поскольку мы — ее наивысшая сила. До нас не было понятийной формы объективных законов, не было понятий добра, гармонии, красоты. А мы эти понятия породили и должны воплощать их в жизнь повсюду. Для сохранения экологии циклы использования ее вещества будут еще глубже замкнуты — возвращать в окружающую среду взятое ранее из нее в не-токсичном виде, перерабатывать упаковки в новые упаковки и т.д. Старые и ненужные, но совершенно пригодные для использования вещи передаются другим людям в дар по принципам системы Дару-Дар (https://darudar.org/).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2: Ускорение Большого Перехода
Чем больше новых предприятий, тем сильнее их сеть, больше направлений творчества, в которых может проявить себя каждый, не только легко меняя свою производственную роль в рамках одного предприятия, но и переходя из одного предприятия в другое.
Нам нужно ускорить рост сети, потому что в ближайшие десятилетия старый мир постигнет ресурсно-экологический кризис, и, чтобы не скатиться в варварство, нужно подготовить ему замену. Для этого необходимы такие инструменты:
1. международная веб-платформа для взаимного обучения, выдвижения проектов и их поддержки. Такая платформа уже основана, она называется Техноком (https://tehnokom.su/). Каждый желающий прямо сейчас может присоединиться к ее совершенствованию и наполнению, проконсультировавшись у ее основателя - Владимира Левадного (https://vk.com/vladimirlevadnij/).
2. организационно-аппаратно-программный комплекс по выявлению "зерен будущего" для их дальнейшего изучения, совершенствования и развития, чтобы "зерна" как можно скорее, проще и безболезненнее давали прекрасные "всходы" будущего. На Технокоме выдвинут соответствующий проект, находящийся на стадии текстово-графической спецификации в первом приближении. Приглашаем всех желающих заняться его реализацией (https://gitlab.com/tehnokom/histmatic/blob/master/guide.md). Исходные материалы: https://vk.com/topic-84566164_33599293
3. чтобы вооружить мировую промышленность паровым, а затем — электрическим двигателем, понадобилось глубокое изучение механики, физики, химии. Для достижения такого же уровня свободы в социальной сфере нужно превратить «гуманитарную алхимию», которую сейчас изучают в университетах, в полноценную науку. Нужно Новое Просвещение. Ценнейшие материалы для изучения самостоятельно и в кружках (например, в https://vk.com/topic-31595217_37861084) уже собираются здесь: https://vk.com/topic-84566164_31146027 и в других обсуждениях группы "Культурная революция XXI век". Приглашаю к их изучению, пополнению, распространению, обсуждению и к созданию новых, возвышающихся на багаже всей прежней культуры.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3: Образование
Наиболее важные виды новых предприятий — образовательные. Они призваны дополнить официальные школы и институты, сильно отставшие от своего времени, а затем - полностью заменить их. Основной принцип таких заведений - "сначала дело".
Ставится практическая производственная задача (по выпуску реальных полезных вещей, оказанию услуг, помощи другим в совершенствовании их человеческих качеств и способностей), а теория лишь прилагается к решению в необходимой степени.
Дети и подростки больше не портят здоровье, часам неподвижно просиживая за партами для малополезной зубрежки информации, о которой им заранее неизвестно - пригодится или нет. Им предоставляются современнейшие производственные мощности, промышленный подход, свобода самоорганизации и творчества для созидания себя и в то же время - полезности для других.
Учителя не вбивают наборы данных в память учеников, а дают им волю само- и взаимо-обучения, лишь подсказывая при необходимости направления для развития и кратчайшие пути для освоения багажа знаний, созданного и создаваемого ежедневно другими.

Обучение детей по-новому начнется в основном в рамках не специально учебных, а предварительно созданных взрослыми предприятий нового типа, занимающихся самыми различными полезными делами, а детям на них будет дана возможность поучаствовать в создании не учебной, а полноценной полезности - для других людей. Так воспитанники Антона Макаренко собирали совершенно полноценные фотоаппараты и сложные электроинструменты - для саморазвития и для пользы людям.
Исходные материалы: книга «Воспитать воспитателя» Валерия Босенко, выступления Сугата Митры, школы на принципах развивающего обучения Эльконина-Давыдова. Все материалы и обсуждения по этой теме: https://vk.com/topic-84566164_36009513
ПРИЛОЖЕНИЕ 4: Тяжелые, вредные, опасные и «неинтересные» работы
Участники новых предприятий работают непродолжительными сменами и легко меняют производственные роли, и тогда ни одна из работ не воспринимается как плохая.
Каждый стремится развить в себе все хорошие (в контексте новой культуры) качества, а значит – и качество браться периодически не только за самые желаемые работы, но и за те, которые просто нужно кому-либо выполнить.
Например, в группе новых предприятий некоторое количество часов кому-то нужно поработать сантехником, электромонтажником-высотником, шахтером, металлургом. Кто-то решает заняться, кроме прочих дел, каким-то из этих направлений. Он тратит на не самую привлекательную для него работу, допустим, двенадцать часов в неделю. Или восемь часов в неделю - это еще предстоит подсчитывать. И может периодически менять характер этой работы, на свое усмотрение подбирая переходы так, чтобы поддерживать сове здоровье: поработал несколько недель в лесу, а следующие несколько недель - с программами или документами (возможно, в том же лесном хозяйстве), и снова перемена.
Когда каждый будет знать, что если бросит себе под ноги мусор, то у него самого прибавится работы, когда ему нужно будет поработать уборщиком, наступит идеальная чистота. Море времени, сегодня затрачиваемого на ежедневный труд по уборке улиц, высвободится.
Если производственный процесс должен быть непрерывным, то в другое время суток на смены выходят другие люди. Откуда возьмется столько людей? Людей хватит, и даже будет дефицит работы, потому что разнообразные полезные дела – это средство добывания самой главной ценности новой культуры – саморазвития. Без такой деятельности общество с производительностью труда выше определенной критической величины превратилось бы в «орхидеи» (смотри «Клетка для орхидей» Герберта Франке - https://royallib.com/book/franke_gerbert/kletka_dlya_orhidey.html). Сегодня огромное число работников живут плодами чужого труда, не создавая полезности — владельцы корпораций, государственные чиновники и судьи, военные, полицейские, священники, рекламщики, игроки финансовых бирж, мошенники игрового бизнеса и просто безработные на пособии. Когда под влиянием примера волонтеров-первопроходцев люди из этого контингента постепенно начнут перетекать в работники предприятий нового типа, то на каждого человека будет приходиться необходимого труда всего по полтора-два часа в день. С развитием технологий и это время будет сокращаться в пользу времени свободного творчества.
Кроме того, у человека, отдающего часть времени на труд, характером которого он недоволен, усиливается стремление улучшить этот характер или избавиться от необходимости в таком труде вообще. Многие вещи, которые в прежние столетия изготавливались тяжелым рутинным трудом, теперь создаются на потоке станками, роботами, химическими и физическими реакциями. Нам не нужно иметь дома прялку, не нужно стирать белье вручную на реке, посуда производится в огромных количествах из композитных и синтетических материалов, самолет переносит людей на тысячу километров за пару часов вместо многодневного утомительного путешествия по земле, и т.д. Очень многое мы делаем при помощи электричества. Итак, если работник видит в чем-то неприятность, не оптимальность и т.п. - в его распоряжении часы творческого труда, современнейшие технологии, материалы, орудия и информация для инноваций в данной области. Возможно, со временем объем работы для металлургических печей станет ничтожным благодаря совсем другим технологиям и материалам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5: Еще идеи по роду деятельности новых предприятий:
1. фруктовый сад, который высаживают и поддерживают волонтеры, желающие обучиться садоводству, а наслаждаются им все желающие;
2. ремонт заброшенного жилья волонтерами, желающими обучиться строительным работам, с дальнейшим его предоставлением молодым семьям с оплатой только за расход материалов и прочие подобные издержки.
Подробнее — в статье https://ytrofimenko.blogspot.nl/2017/07/2017_28.html (пункт «4. PS. Несколько идей по деятельности нового типа»)
Примеры уже существующей неклассической производственной деятельности, на которых можно поучиться отдельным необходимым моментам производства нового типа (призываю пополнять этот список новыми существующими примерами и предложениями будущей деятельности): https://vk.com/topic-84566164_35699492

Комментариев нет:

Отправить комментарий