суббота, 30 апреля 2016 г.

ПРОГРЕССОРСТВО И IT

Постановка вопроса

В художественном фильме «Живые и мертвые» есть момент, когда отступающий отряд советских воинов попадает в засаду. Бой превратился в быстрое истребление немцами застигнутых врасплох русских.  В последние секунды жизни каждый ведет себя по-разному: один бежит, в ужасе оглядываясь назад, другой поднимает тяжелый камень и бросается с ним на врага. Те и другие погибают. Ощущение присутствия на поле этой битвы приходит к каждому из нас, как только мы твердо осознаем, что предстоящая часть жизни нашей личности ограничена во времени – пусть не секундами или минутами, а несколькими десятками лет. Если мы хотим продолжения и улучшения жизни «совокупного Человека», то должны определить, что можем сделать для этого в окружающих нас условиях, что в нашей ситуации значит «броситься с гранатами под гусеницы танка». Нужно постараться успеть «написать кровью» свои строки в книгу достижений человечества, пока нас не настигли «медведи-воришки».
Можно ограничиться стандартным набором, наподобие: «посадить дерево, построить дом, воспитать сына». Так мы дарим жизненное время (причем все более богатое и человечное) грядущим поколениям. Но оказывается, что трагедия нашей жизни глубже, чем мы считали до сих пор: конечно не только живое существование отдельной личности, но и всего человечества. Представьте себе дерево, породу которого при взгляде на него мы мгновенно определим, если оно предстанет перед нами в своем взрослом, цветущем состоянии. Если погубить семечко или росток раньше срока, дерево в полной мере так и не станет собой, и мы не поймем, каким оно должно было вырасти. Наше человечество сейчас – только «росток», кандидат в «настоящие деревья». И возможная причина его уничтожения – в нем самом. Эта причина – недостаток самоуправляемости.
Поколения наших предков достроили «совокупному Человеку» «кибернетические органы». Первый и основной из них – коллективизм, принимающий различные формы. Этот «орган» неживой, но его классовые формы «восстали» против нас (как потерявший управляемость автомобиль, несущийся в пропасть). Их «механической воле» мы должны подчиняться, чтобы жить, как живем. Мало того, что Машина правит нашими действиями, для своей работы она требует жертв: природная среда, человеческое здоровье и жизни и т.д. Вместо богов-стихий или Бога-моралиста нами теперь правит не менее кровожадный, чем его предшественники, Механический Бог Капитала. Если повредить «кибернетические органы» и приложить на их место должную «органику» – та сгниет, а «механизмы» торжественно отстроятся. Если убить весь «механизм», умрет и живой Человек, пребывающий в «подростковом периоде». Нужно восстать против Машины так, чтобы ввести качественно новые отношения между «живыми органами» и подчинить человечности зажившую своей псевдо-жизнью «механику».
История имеет свойство наращивать свою сознательную составляющую. Материя в механической, физической и химической формах отражает сама себя простейшим образом. А вот животные уже не являются безвольными «частичками броуновского движения». Они движимы инстинктами, условными рефлексами, а некоторые – и более сложными психическими законами, но не воспринимают вокруг себя ничего, что выходило бы за рамки биологической целесообразности. Упомянутые сложные психические процессы (например, интеллект отдельных видов обезьян) ориентированы только на удовлетворение текущих естественных потребностей. Обезьяна практически не способна «увидеть» что-либо в отрыве от биологически заданной полезности. Набор предметов, используемый для достижения конечной цели (поесть/попить), находится в «поле зрения» обезьяны ровно до тех пор, пока эта цель не будет достигнута. Такой набор не может отразиться в ее психике в виде устойчивой связки объективных свойств (безотносительно к текущей единичной задаче). Настоящий прорыв в рефлексии материи – выделение человека из царства дикой природы.
Человек, всегда выступающий как представитель коллектива, в своей деятельности отражает доступную ему (в пространстве, времени и глубине познания свойств) часть мира в некоторой мере объективно, хотя и сквозь «линзу» современных ему общественных отношений. Уже первобытные люди понимали: палка, камень и т.д. обладают высокой твердостью вообще. Атомарная модель вещества впервые стала приходить в головы граждан античных полисов только во времена разложения общинных укладов (прототип атома – достаточно самостоятельный гражданин).
С момента своего появления (биологической стабилизации вида после окончания перехода к чисто социальному способу выживания) человечество стало господствовать над всеми формами движения материи, кроме одной, собственно, общественной. Многие столетия «совокупный Человек» двигался к моменту окончательного отсечения «пуповины», связывающей его с основанием, из которого он произошел (дикой природой самой по себе), и только сейчас, похоже, приблизился к заветному барьеру вплотную (последний рывок, если он получится, скорее всего – дело нескольких ближайших поколений). Но как раньше осуществлялось историческое развитие человека, если он не знал, куда и как должен идти?
До настоящего момента нас продвигала «хитрость Истории». Отдельные люди и группы людей преследовали локальные цели (в классовую эпоху – преимущественно подавление одних классов другими, одних народов – другими для материального обогащения, намного реже – попытки восстать против такого положения дел). Но в ходе осуществления своих замыслов (одни из которых мы назвали бы злыми и корыстными, другие – добрыми и благородными) люди неосознанно формировали трассу исторической необходимости, пробивающуюся сквозь лабиринт вариаций. Покорение Америки европейцами было мотивировано жаждой золота. Но также оно было и шагом по пути концентрации богатств, предварявшей начало экономического восхождения капитализма на трон, и шагом по пути слияния народов в целостное земное общество.
Рост самосознания и самонаправление материи по все более узкому руслу развития продолжается. Уже большевики и возглавлявший их Владимир Ульянов-Ленин по-своему видели историческую необходимость и стремились к ее осознанному осуществлению. Их деятельность принесла свои прогрессивные плоды, которые оказались не такими, какими их видели сами революционеры, но и далеко не пустышками, как это случилось с утопией Платона. Последняя не стала и не могла стать руководством к практическим социальным преобразованиям, пусть даже с не совсем предсказуемыми результатами, поскольку являлась идеализацией существующих отношений в полисе (с упором на их составляющую, унаследованную от эпохи общин).
И вот теперь История требует еще более компетентных «направителей» и «ускорителей» для своих очередных шагов. В фантастической литературе появляется термин «прогрессор» - человек, пытающийся внести «социальный катализатор» в общество на такой его ступени, когда дальнейшее развитие без разумного вмешательства становится невозможным (как не протекают многие химические реакции без соответствующего катализатора). В литературе прогрессоры чаще всего прилетают с пост-классовой Земли на другие планеты, требующие их помощи. Нам же предстоит стать прогрессорами в своем собственном, земном обществе, «провести операцию на себе».
Прогрессоры по духу существовали во все времена известного нам отрезка земной человеческой истории, только до наступления гегемонии капитализма они действовали в основном как мечтательные дети или как волонтеры-гуманисты. Со времен всемирной индустриализации это все в большей и большей степени «инженеры»: по началу – стажеры-первопроходцы, а в перспективе – выверено действующие профессионалы, опирающиеся на огромный багаж знаний и опыта, накопленный предшественниками. Иного пути у человечества не остается: дальнейшее отпущение ситуации на самотек приведет к повороту цивилизации к своему закату уже в текущем веке.
Мы все (хозяева средств производства, их помощники, рабочие, безработные) – рабы глобального Капитала, и он будет «предпринимать» все, чтобы продолжать расти, пока не опустошит земные недра, не загрязнит до предела среду нашего обитания и не «выпьет наши души» до дна. По аналогии с печальными историями народов Сахары, острова Пасхи и полуострова Юкатан, в нашей общей истории есть точка бифуркации, после прохождения которой стать на курс дальнейшего прогресса будет невозможно. Что же именно следует нам делать для самоспасения?

Предварительные замечания

Просто сломать машину товарного производства недостаточно: на ее месте качественно новое будущее не вырастет само по себе. Разработка позитивной программы построения нового уклада в отрыве от остальных инструментов революции даст на выходе лишь утопию нового типа. Не идеализированное до предела отражение текущей действительности, а очертания действительно грядущего общественного устройства, но – не способные воплотиться в жизнь.
Ключом к решению проблемы являются поиски «рвущихся наружу» объективных тенденций, готовых породить революционную силу, и указующих, куда направить вектор удара. Тогда и нео-утопии перестают быть красивыми сказками и могут быть развиты в составе действительно пригодного к осуществлению проекта. Будучи удачно соединенными, разработка модели нового общественного базиса и перехода к нему, выявление ключевых тенденций и привлечение к практически-преобразовательной деятельности потенциально революционных сил, процесс слома старой системы сделают возможным основной исторический этап скачка земного общества в качественно новое будущее – пост-товарное, пост-классовое, ориентированное на свободное всестороннее развитие каждого человека.
Начиная с Карла Маркса и Фридриха Энгельса, прогрессоры в своих теоретических работах стремились свести к минимуму всяческие «пророчества» и не строить детальные «модели будущего». И это было верным решением: действительное будущее в прежние времена просматривалось лишь в виде нескольких линий, намеченных художником-Историей на холсте, а что за картина будет выходить, какими техниками она должна создаваться – это было совсем не ясно. Опыт ХХ века и его диалектико-материалистический анализ подняли нас в понимании данного этапа истории и человеческой истории вообще на следующую ступень.
Организовывая свержение Временного Правительства в России, Ленин предполагал, что таким образом будут устранены политические оковы, сдерживающие уже зародившееся и рвущееся в действительность будущее. И он оказался прав, но что это было за будущее, «повивальной бабкой» которого выступили большевики? По их замыслу революция должна была породить и защитить, как ребенка, новый уклад, выходящий за грань классовых политэкономических отношений. В качестве жизненных сил «ребенка» виделись практически спонтанно организовавшиеся во многих промышленных городах Российской Империи Советы рабочих и солдатских депутатов, избираемые по производственному принципу. Но когда осуществился лозунг «Всю власть – Советам!», «ребенок» тяжело заболел и скоропостижно скончался. «Пожар революции» охватил не весь мир, а только лишь «развивающиеся страны», и затем угас, да и вообще оказался «не совсем тем пожаром».
Образ «ребенка» использовал сам Ленин, призывая рабочий народ России к оборонительной войне с западноевропейскими интервентами. Этот же образ встречаем мы и у писателя Андрея Платонова в книгах «Котлован» и «Четырнадцать красных избушек». Настя из «Котлована» простудилась, умерла и была погребена глубоко под землей. Социализм (в научном смысле слова), как первая фаза пост-товарного пост-классовго общества, не получился. Человечество осталось пока что «по эту сторону» некой Стены. Впоследствии в СССР, в основном силой государства, внедрялись отдельные ростки будущей общественной надстройки. Все они не прижились на старом экономическом базисе, лишь несколько видоизмененном в «левом направлении» (а в конце ХХ века полностью уравновесившимся со «стандартным», мировым капиталистическим базисом). Сегодня серию особенных укладов, через которую прошел СССР, называют неополитаризмом, на новом уровне повторившем политаризм древних азиатских деспотий и андской империи Инков. Такие переходные формы эфемерны. Они не ведут напрямую за предел настоящего качества, но влияют на внутренние изменения этого качества, приближая его к этому пределу.
Итак, в СССР и дружественных ему государствах скачка в будущее «одним махом» не вышло. А что же вышло? Произошла промышленная, научно-техническая революция на территориях, где ее не мог совершить капитализм непосредственно в своей доимпериалистической, в затем – в империалистической, старо-колониальной фазе. В книге Платонова «Третий сын» индустриализация изображена в лице юных, физически крепких молодых людей – рабочих, ученых и инженеров. Не выжил «ребенок-социализм», но выжил и сделал свою работу «ребенок-Демократическая и Научно-техническая Революция». После февральского буржуазного переворота 1917 года в России капиталисты смогли свободно выбирать своих политических представителей, действия которых отстраненный от власти монарх больше не мог ограничивать. Благодаря последовавшему за этим октябрьскому рабочему перевороту последние крестьяне и ремесленники стали рабочими, неграмотные – грамотными, государство стало частично ограждать своих граждан от смертельных последствий капиталистической стихии. Далее и весь мировой капитализм под влиянием взаимодействия с «социалистическим лагерем» преобразился – от империализма старо-колониального к нео-колониальному. Но вот данный этап пройден, и пора снова задуматься, как подгонять «клячу истории».
Сегодня нам не следует ожидать полностью спонтанного появления чего-то вроде «Новых Советов» в готовом виде, изначально ориентирующихся на решение локальных проблем и в то же время пригодных для развития в масштабные централизованные сети с глобальными целями. На сей раз структуры, которые явятся зачатками будущего качественно нового способа управления в обществе, изначально должны носить международный характер и ставить общие цели глобального масштаба.
Товариществам прогрессоров не стоит замыкаться в границах отдельных государств, пытаясь сконцентрировать в них все силы на продвижении к власти политических партий парламентского типа с целью провести реформы в «левом направлении». Будем не двигаться «влево» в рамках существующего уклада, а искать возможность перешагнуть за грань этого уклада. Причем так, чтобы «центры кристаллизации» процесса действовали как универсальные составляющие целого и в сжатые сроки вспыхнули по всему миру.
Грядет массовая международная революционная организация, в которой ее составляющие «Советы» и «Теоретически подкованный авангард» (ранее его представляли партии в отдельных государствах) будут совпадать. Среди ее принципов: нет национальному разделению, нет отчуждению масс от управления всей жизнью, нет бюрократизации; замена новым укладом не просто капитализма, а всей эпохи товарного производства; основная цель будущего общества – «производство Человека». Собственно-человеческое не пред-указано Природой, оно формируется нами: в до-класовой и классовой пред-истории – в основном стихийными силами общества, в пост-классовой – разумом свободного общества. Важный вывод для будущей программы действий следует вынести из книги Джона Беллами Фостера «Экология Маркса», а также из его статей на экологическую тему: не только решение эколого-ресурсного кризиса Земли невозможно без социализма, но и социализм в своих основных тезисах изначально должен предусматривать такое решение.
Чего не хватает сейчас для старта «новой волны»? Не хватает работы с действительными тенденциями, а также действительной позитивной программы радикальных преобразований, приемлемой для людей всего мира.
Ранее была возможна критика существующего порядка, не дающая такой полноценной программы в прикладном виде. Впереди еще были промежуточные исторические этапы, программы для осуществления которых вырабатывались «на лету».
До ХХ века критика бывала верной, конкретной и плодотворной, но являлась преимущественно теоретической (восстание Парижской Коммуны происходило практически без опоры на теорию и быстро потерпело поражение). Помимо своего основного продукта – фундаментальных общественных законов и соответствующих общих выводов – теоретическая критика порождала лишь немногочисленные прогнозы по деталям возможного снятия основного общественного противоречия («Манифест Коммунистической партии», «Капитал» в политэкономии, «Анти-Дюринг» и «Материализм и эмпириокритицизм» в научном методе).
Когда же критика настоящего становилась практической (слом отдельных буржуазных государственных машин в первой половине и в середине ХХ века и ожидание «немыслимых всходов на расчищенном поле») – получались «социалистические» государства с малой продолжительностью существования, лишь пододвигавшие капитализм к его последней черте.
Были и есть еще критиканы, бесплодно ругающие капитализм на все лады – европейское движение «За реальную демократию», американское «Оккупируй Уолл-Стрит», и т.п. Не побеждают и не победят они в своей борьбе потому, что зряшно отрицая старое, не предлагают такое новое, которое бы решило проблему коренным образом. Решение должно быть действительным путем, начинающимся от наличных условий, и в то же время, ведущим к стратегической цели – переходу от базиса «производство капитала» (и еще шире – «производство товаров», и еще шире – «производство вещей») к базису «производство Человека», переходу из царства необходимости в царство свободы.
Новая критика должна давать плоды, как и удачная критика прошлого, но на этот раз ее основным продуктом должен стать Генеральный План завершающего этапа перехода к социализму как к действительно первой фазе пост-товарного уклада, когда впервые в истории политэкономический базис на самом деле будет заменен новым, человеческим.
Несмотря на весь «шаманизм» Концепции Общественной Безопасности «Мертвая вода» (КОБ), ее сторонники верно говорят о необходимости отыскания «уравнений функционирования общества» для управления в нем в пользу человека, а не капитала. Но это должны быть уравнения функционирования нового общества, и главное – перехода к нему из текущего положения. Нужно отыскать решение и помочь практически осуществиться переходу к этому новому (эти замечания адресованы и всем ниже упоминаемым критикуемым учениям). Причем нужна «стартовая версия» программы преобразований и подходов для ее осуществления, а развитие ее возможно только по ходу дела. В литературе КОБ приводятся ссылки на некоторые «системы уравнений будущего» и их решения (в частности, уравнения межотраслевого баланса, по которым так и не решилось планировать экономику руководство СССР).
Фундаментальные законы функционирования настоящего уклада, из анализа которых вытекают выводы о будущем и о переходе к нему, были открыты еще Марксом, а их детали, проявившиеся в последние десятилетия, описаны последователями Маркса (из недавних подобных работ – «Глобальный капитал» Александра Бузгалина и Андрея Колганова, «Человек и экономика в виртуализированном мире» Марины Бурик).
Во многом правы основатели движений «Проект Венера» и «Дух Времени» - Жак Фреско и Питер Джозеф: будущее пора проектировать. Но недостаточно фрагментарных эскизов, похожих на фантастическую литературу и графические иллюстрации к ней. С тем же успехом можно предложить людям мира старое доброе Евангелие и призвать их: «возьмите и сделайте Рай, описанный в этой книге». Кроме того, невозможно выпустить что-то вроде докторской диссертации, по пунктам описывающей весь переходный процесс к будущему во всех его деталях. И проектировать надо в первую очередь не самовозводящиеся дома, мега-машины, эко-источники энергии и т.п. Изобретение и внедрение всего этого и так будет ускорено в тысячи раз на пост-товарном базисе, а насколько это возможно при позднем капитализме – происходит и сейчас, хотя и в мизерных масштабах. Проектировать надо, прежде всего, действительный путь к общественным отношениям, которые и образуют тот самый базис, причем сразу же продвигаясь по очередному кусочку этого пути на практике.
Чего сильно не хватает современным «борцам против Системы порабощения человека человеком» - так это актуального научного метода. Повсеместно господствуют позитивизм, механицизм, биологизм.
С началом гегемонии товарного производства все товары были приравнены к денежному эквиваленту, а все вещи и моменты жизнедеятельности стали выступать в роли товаров. Труд обезличился, все виды труда стали приравниваемы к абстрактному рабочему времени. После серии буржуазных революций, когда экономическая власть капитала оформилась его политической властью, само явление революции (то есть качественного скачка) стало порицаться всеми средствами массовой информации. Все эти примеры демонстрируют торжество количественной стороны общественных процессов. А количественный характер присущ механической форме движения материи. Кроме того, материальной производственной опорой капитализма являются фабрики с высоким уровнем механизации и автоматизации, где рабочий часто чувствует себя придатком к неживым средствам производства, их рабом. В действительности же станок или компьютер – лишь материальные лики на самом деле существующего и правящего нами «механического» Идола-Капитала. Естественно, механика и метафизика в такой ситуации господствуют в умах, а незнание насущно важных законов бытия вызывают к жизни идеализм под масками разного рода позитивизма. Нет понимания историчности, нет конкретного понимания единства и противоположности необходимости и случайности во всей прежней истории, единства и противоположности человеческой сферы и «дикой природы».
Чтобы сдвинуться с мертвой точки в анализе происходящего, нужен как минимум диалектико-материалистический метод на его сегодняшней ступени развития, а скорее всего – и нечто большее. Под содержанием диалектико-материалистического метода я подразумеваю не содержание массы советских официальных учебников «диамата». Имеются в виду выводы, которые должен сделать каждый «прогрессор» для себя из изучения узловых моментов истории, из основных идей множества авторов, от античных предшественников диалектики до наших современников (один из вариантов списка источников предложен в моей брошюре «Комментарии к Манифесту…»). Причем чтения и обсуждения в кружках недостаточно. Нужно действовать подобно Ленину, который комментировал «Науку логики» Гегеля и другие научные монографии в своей «Синей тетради», стремился тут же использовать полученные знания, опробовать новый способ мышления в практике борьбы (как теоретической, так и непосредственно политической).
Но как только дело доходит до отказа от «шаманизма» и непригодных на сегодняшний день научных методов, как только исследователь современного общества берется за решение насущных проблем всерьез, начинает казаться, что все наличные «решения» совершенно непригодны, а сформировать собственную положительную прикладную революционную программу (хотя бы часть ее самых общих тезисов) – невозможно. Как будто решения нет вообще, и нашу цивилизацию в ближайшие десятилетия ожидает неотвратимый путь заката.
Действительно, до недавнего времени (до 2000-х гг.) в «выводах» всех добротных исследований не получалось ничего, кроме совета осваивать все богатство культурного наследия Земли и в первую очередь – его квинтэссенцию – диалектико-материалистический метод (для того, чтобы использовать его, когда для этого появятся ныне отсутствующие объективные условия). К этому совету прилагается дополнение: чтобы не прозевать «тот самый момент», нужно пристально следить за наличным бытием во всем мире, не прекращать попыток выделить тенденции, подлежащие разумному вмешательству, целенаправленному развитию.
В начале ХХ века партия большевиков в России своевременно обнаружила такую тенденцию – самозарождение Советов рабочих депутатов в промышленных городах (самый первый Совет сформировался в Иваново-Вознесенске в ходе массового восстания рабочих). В своем развитии СССР уничтожил условия собственного возникновения (так постоянно происходит в превращениях всех форм движения материи). В том числе стало невозможным образование новых Советов из профсоюзных организаций, борющихся на экономическом уровне за приближение размера заработной платы к расчетной стоимости современной рабочей силы. Зато по всему миру обрело массовый характер одно явление, которое в 1919-м году так впечатлило Ленина.
В работе «Великий почин» Ленин описывал первые «субботники» – добровольный труд рабочих на благо нового общества по собственной инициативе, без нормы и вознаграждения. В частности, это был труд на железных дорогах, иногда – на электроэнергетических объектах и в других отраслях – в наиболее прогрессивных сферах промышленности того времени, что требовалось для военного разгрома реакционных сил. Позднее в СССР такой труд вспышками распространялся на сельское хозяйство, строительство и т.д., но так и не приобрел характер основной формы труда (при капитализме основной формой является наемный труд по производству товаров за деньги, на которые затем можно приобрести другие товары). А между тем, вот какую оценку давал Ленин первым «субботникам»:

«… Не меньшего внимания заслуживает героизм рабочих в тылу. Прямо-таки гигантское значение в этом отношении имеет устройство рабочими, по их собственному почину, коммунистических субботников. Видимо, это только еще начало, но это начало не­обыкновенно большой важности. Это — начало переворота, более трудного, более су­щественного, более коренного, более решающего, чем свержение буржуазии, ибо это — победа над собственной косностью, распущенностью, мелкобуржуазным эгоизмом, над этими привычками, которые проклятый капитализм оставил в наследство рабочему и крестьянину. Когда эта победа будет закреплена, тогда и только тогда новая общест­венная дисциплина, социалистическая дисциплина будет создана, тогда и только тогда возврат назад, к капитализму, станет невозможным, коммунизм сделается действительно непо­бедимым».
«Диктатура пролетариата, — как мне приходилось уже не раз указывать, между про­чим и в речи 12 марта на заседании Петроградского Совдепа, — не есть только насилие над эксплуататорами и даже не главным образом насилие. Экономической основой это­го революционного насилия, залогом его жизненности и успеха является то, что проле­тариат представляет и осуществляет более высокий тип общественной организации труда по сравнению с капитализмом. В этом суть. В этом источник силы и залог неиз­бежной полной победы коммунизма».
«первый коммунистический субботник, устроенный 10 мая 1919 года же­лезнодорожными рабочими Московско-Казанской железной дороги в Москве, имеет большее историческое значение, чем любая победа Гинденбурга или Фоша и англичан в империалистской войне 1914—1918 годов. Победы империалистов есть бойня мил­лионов рабочих из-за прибылей англоамериканских и французских миллиардеров, есть зверство гибнущего, обожравшегося, заживо гниющего капитализма. Коммунистиче­ский субботник железнодорожных рабочих Московско-Казанской дороги есть одна из ячеек нового, социали­стического, общества, несущего всем народам земли избавление от ига капитала и от войн».

Позволю себе сделать небольшое отступление по поводу империалистических войн столетней давности и современных. Изменилась их форма (в значительной степени из-за изобретения ядерного оружия и из-за повышения уровня понимания «механики» капитализма учеными, служащими буржуазии): от официально объявленных войн между метрополиями к длительным вялотекущим конфликтам на периферии, охватившим полмира. Историческое значение таких войн стало еще более ничтожным и свелось к следующему: «бесконечная» мировая война – одно из рутинных средств, обеспечивающих «бесконечное» продление современной фазы капитализма.
Люди, причисляющие себя к «лагерю красных» допустили крупную ошибку, ввязавшись в 2014-м году в вооруженный конфликт в Украине. Выступая на стороне мятежной Новороссии, они считали, что выбирают меньшее из двух зол (а некоторые – что выбирают сторону «абсолютного добра»). Но их деятельность не только не предотвратила кровавых событий, а напротив, помогла им произойти. В результате сильно выиграл класс буржуа – в лице своих представителей местного уровня, устроивших междоусобицу руками преимущественно рабочих, и в масштабах всего мира, создав очередную «горячую точку», в которой уничтожаются излишки капитала, и поддерживается хаос, не позволяющий задуматься над кризисом и приступить к снятию его первопричины – самой системы мировой экономики. Если бы не «сопротивление фашизму» новороссийских ополченцев и их сторонников, не было бы невинных жертв – сгоревших в одесском Доме Профсоюзов, погибших под завалами собственных домов в Донецкой и Луганской областях (ведь именно антитеррористической операцией против сепаратистов смогло киевское правительство оправдать использование армии против собственных граждан!). Это был тот случай, когда промах уже допущен, и «размахивать кулаками» поздно и вредно. Ленин в такой ситуации не вел массы на провокации (в отличие от священника Гапона), а использовал время для разработки теории и борьбы за кристаллизацию верной линии в «ядре» будущей организации. Иосиф Джугашвили-Сталин примерно в те же годы во время беспорядков на Кавказе призывал трудящихся не поддаваться на националистические провокации.
Переворот 2014-го с дальнейшим применением ряда фашистских методов произошел в Киеве, но пророссийские антифашисты не свергли и не заменили на свою ни верховную украинскую, ни киевскую власть, они вообще ничего не предприняли в столице, откуда усиление буржуазного гнета распространилось на большую часть государства. Вместо этого они подняли мятеж на части территорий Юго-востока Украины и захватили там административную власть над отдельными городами вооруженным путем. Наибольший удар с обеих сторон был нанесен по жителям как раз тех регионов, которые в наибольшей степени выступали против варварских приемов диктатуры буржуазии!
Так что же, в этой и подобных ситуациях представителям эксплуатируемых классов следует просто смиряться с насилием и ждать «улучшения погоды»? Ни в коем случае! Когда описанные выше события только начинали развиваться, я сам публично предлагал вышедшим на улицы людям альтернативное решение. Законом Украины разрешено создание независимых профсоюзов. Их регистрация в первом приближении могла бы стать «зернышком», из которого можно вырастить действенный инструмент экономической борьбы рабочих за собственные интересы и в то же время – за интересы Истории (сначала в масштабах предприятий, а затем - отраслей и государственной экономики в целом, а возможно – даже транснациональных корпораций). Около ста лет назад такой инструмент перерос в централизованную сеть Советов рабочих и солдатских депутатов – качественно новый орган политической власти, сумевший в связке с Партией Большевиков решить основные насущные проблемы, чего не смогли сделать Император и Временное Правительство. Но рабочие современной Украины оказались совершенно не готовы к такой организации, и в большинстве своем – не способны понять, почему действовать следует именно так. В этом непонимании они оказались правы, а я в своем предложении – нет (общество-в-себе диалектично, разумно, а я допустил ошибку, не учел ряд важных наличных условий). И все же я не жалею, хотя говорят, что умные учатся на чужих ошибках, а не на собственных. Из данного опыта был извлечен урок: в текущей ситуации следует сконцентрировать усилия на работе над теорией и над организацией очередной волны массового просветительства в общественной сфере. Как среди материальных вещей самые важные – средства производства, так и в мышлении самые важные – его методы, их уровень должен соответствовать новым основным задачам жизни.
До сих пор остается достаточно много людей в Украине и в Новороссии, считающих «противоположную сторону» конфликта смертельными врагами, несмотря на то, что для внимательного глаза суть настоящего положения дел уже давно стала предельно ясной.
Да, современное российское государство, в отличие от украинского, не прибегает к услугам «нео-варварских» слоев населения (безработных уголовников, националистически настроенной части футбольных болельщиков и мелких предпринимателей). Оно не устраивает с их помощью массовых погромов, диверсий и зверских расправ над собственными безоружными гражданами. Но лишь потому, что капиталистическое хозяйство Российской Федерации пребывает в более «здоровом» состоянии и имеет в распоряжении большие запасы полезных ископаемых, от которых в значительной степени зависит жизнь Западной Европы. А также – благодаря обладанию огромной достаточно современной армией с могучим арсеналом: от военных самолетов с переменным вектором тяги до сотен ядерных боеголовок и десятков атомных подводных лодок, способных производить пуски высокоточных неуловимых ракет без всплытия на поверхность. Сильный капиталист вытесняет «некрасивые» социальные явления на периферию, стремится создать видимость благополучия внутри метрополии для удержания своей гегемонии над массами.

IT-субботники

Вернемся к субботникам. Где можно увидеть их в современном мире? Заглянем в Интернет. Там мы становимся свидетелями всемирного ежедневного субботника, правда, не в сфере непосредственно материального производства. Но без «интеллектуальной» составляющей эта сфера была бы невозможной. Создавая первые каменные орудия и объединяясь охотничьи коллективы (не путать с чисто биологически обусловленными стаями хищников или колониями насекомых!) наши предки уже предвосхищали будущий результат абстрактно, и так становились людьми. В современном производстве, обеспечивающем нашу жизнь, научный, инженерный и организаторский компоненты составляют большую долю, чем материальное осуществление замысла. А в самом материальном осуществлении управление автоматикой зачастую (чем ближе к метрополиям – тем чаще) составляет большую долю, чем ручной и полуавтоматический, в той или иной мере тяжелый физический труд. Полностью запрещая некоммерческое производство и потребление разного рода информационных продуктов, капитализм не смог бы обеспечить достаточный интеллектуальный уровень трудящихся для своего стабильного воспроизводства.
Итак, рассмотрим несколько наиболее масштабных и известных «информационных субботников» современности.
За справкой по некоторой предметной области, историческому факту, крупной организации и т.д. многие из нас, прежде всего, обращаются к сайту «Википедия». Эта универсальная мультиязычная интернет-энциклопедия общедоступна не только для потребления информации, но и для ее пополнения, уточнения. Здесь информация не только выдается бесплатно, но и аккумулируется и правится всеми желающими на некоммерческой основе. При этом сайт на данный момент является источником весьма достоверных и детальных данных с быстрым и удобным доступом к ним. С подробностями функционирования данной системы русскоязычный читатель может ознакомиться по адресу https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия.
Также многие пользователи настольных персональных компьютеров и ноутбуков устанавливают в качестве операционной системы ту или иную версию Linux. Как и Википедию, эту систему можно не только бесплатно использовать, но и развивать. Исходные коды Linux общедоступны. Данный принцип может распространяться на любые другие программные продукты и сокращенно называется FLOSS.
Самое дорогое для капиталистов – средства производства. Средства производства программных продуктов становятся не просто бесплатными, но часто вообще производимыми бескорыстно, в дар всему миру. Рассмотрим оба случая – выпуск программного обеспечения с коммерческим расчетом на будущее и без него.
На сайте фирмы Microsoft давно уже стало возможным получить бесплатную справку по работе с множеством информационных технологий и продуктов, скачать бесплатные версии несколько урезанного платного программного обеспечения с закрытым кодом, пройти бесплатные курсы обучения. Поисковая машина Google бесплатно найдет по ключевым словам или картинке нужную страницу одного из миллиардов сайтов в Интернете. Но сотрудники Microsoft и Google получают за свою работу зарплату, размер которой многократно превышает стоимость их рабочей силы (поэтому они являются не просто наемными рабочими, но и со-капиталистами). Компания Red Hat производит операционную систему Fedora Linux с открытым кодом для бесплатного распространения, чтобы испытать на ней новые технологии, а затем применить их в корпоративной версии ОС под названием Red Hat Enterprise Linux. В перечисленных случаях полноценных «субботников» нет (конечная цель любых действий корпораций – стабильный рост капитала). Но производственная и культурная почва для будущего готовится, в том числе и таким образом.
В то же время, по всему миру не счесть команд добровольцев, занимающихся полностью бескорыстным производством программного обеспечения во время, свободное от заработка на жизнь. Найти продукты их творчества или выложить проекты собственной команды можно на сайте GitHub. Для наглядности приведу частный пример. Осенью 2015-го года я был руководителем дипломных проектов у студентов Компьютерной Академии Шаг, которые должны были разработать мобильные приложения под операционную систему Android. Для создания клиентской стороны я предложил воспользоваться простейшим инструментарием – языком программирования Java и набором средств разработки AndroidSDK. В каждой из двух команд было по два человека. Исходные коды серверной и клиентской сторон приложений они разместили на GitHub, благодаря чему был обеспечен удаленный доступ с контролем версий для всех участников процесса разработки. Теперь, после окончания работы над проектами, к их исходным кодам сможет получить доступ каждый желающий, имеющий ссылку, если выпускники решат поделиться своими достижениями. В ближайшее время я собираюсь предложить новым студентам для разработки мобильных приложений другую технологию – JavaFX. С ее помощью можно задавать стили внешнего вида приложений стандартным способом – в файлах CSS, собирать из одного проекта дистрибутивы для различных платформ, помимо Android, при этом сохраняя хорошее быстродействие, размеры приложения и его относительно небольшую требовательность к объему оперативной памяти. Основной необходимый для этого инструментарий предоставляет бесплатно коммерческая организация Oracle на своем сайте. Но также детальные примеры его использования и множество дополнительных библиотек с описанием доступны бесплатно благодаря творческому труду разработчиков-добровольцев. Люди массово создают средства программного производства в свободное время без расчета на прибыль от данного источника, заведомо нетоварным способом! Таким путем процесс развития IT в мире многократно ускоряется.
Для материального производства всего необходимого в современном мире «росток» полноценной пост-товарной формы, подобный IT-субботникам пока не найден. Но здесь следует вспомнить, что товарное производство начиналось с обмена, за которым следовало создание продукта уже заведомо для новых обменов, и т.д. В настоящее время Интернет позволил энтузиастам дополнять стандартные капиталистические отношения отношениями нео-дарообмена. В русскоязычных странах данное явление представлено системой «Дару-Дар», которая на данный момент достаточно быстро набирает участников. Дарят в основном старые, но вполне пригодные для дальнейшего использования бытовые вещи, которые кому-то очень нужны, реже – изготавливают в домашних условиях что-либо в дар или оказывают небольшую бесплатную услугу. Тысячи лет назад, в одной из фаз переходного периода от первобытных общин к первым классовым обществам (государствам), на обширных пространствах Земли дарообмен был осевым материальным отношением. Сейчас он возвращается в модернизированной форме, ограниченной капиталистической экономикой.
Подобно тому, как древний дарообмен был переходной формой, возможный будущий – лишь эпизод большого переходного периода. Далее – рождение противоположного полюса развитого товарного производства – чего-то доселе невиданного, что до настоящего времени было трудно выразить даже писателям через фантастические образы. Чтобы указать на радикальную особенность высшего уклада, История руками братьев Стругацких облекала самые разные сюжеты в картины разума, слившегося с остальной Природой иногда до неразличимости.
Обратите внимание, пока Бог (социальная стихия) не свергнут со своих небес породившим его разумом, он выглядывает из-за каждого угла, и дразнит нас (в данном случае, маскируясь за словом «История»). Но совокупный Человек теперь тоже пишет свое имя с большой буквы, осознав, что способен к свободному действию, подобно атому Эпикура. Он выковывает «магическое оружие», которое позволит сделать свободу не случайной, тотальной. Весомую часть арсенала составляют средства разработки в сфере IT. Какие из них самые важные, и как они будут использоваться? Прежде, чем ответить на этот вопрос, нужно определить субъекта, который будет действовать данными орудиями, ведь никакая вычислительная система не сможет решить проблему за людей, она всегда остается по сути лишь невероятно усложненным «каменным молотком».

Субъект грядущей революции

  Еще раз мысленно вернемся на сто лет назад, во времена классических пролетарских революций. Политические организации, представляющие коренные интересы рабочих, сначала ведут информационную подготовку, берут в руки государственную власть, а затем делают попытки радикальных преобразований во всех сферах жизни, включая экономический базис. Предшествующие этому буржуазные революции происходили иначе. Несколько столетий формировалась группа новых классов – буржуазия. Несколько десятилетий в конце этого процесса заняло формирование класса крупных промышленных капиталистов, из которых стали выделяться монополисты целых отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности, банкиры и «биржевые игроки» глобальных масштабов. Экономическая власть переходила в руки передового класса того времени постепенно, на протяжении нескольких поколений, а уж затем дополнилась стремительным взятием политической власти (сначала – в государствах Западной Европы).
Очевидно, последний этап продвижения капиталистического уклада к своей граничной черте также будет сопровождаться прорастанием «побегов» нового хозяйствования сквозь «щели в асфальте» старого экономического базиса. Попытки организовать такие экспериментальные «посевы» уже случались неоднократно, но все они потерпели неудачу в смысле достижения задуманной стратегической цели. Рассмотрим причины этих неудач.
Организаторами первых «антикапиталистических коммун» выступали представители правящих классов – буржуазии, располагавшие необходимыми средствами. Отчуждение масс, занимавшихся в основном необходимым трудом и составлявших основную часть коммуны, никоим образом не преодолевалось. Они всего лишь становились сотрудниками особой, «доброй» корпорации (из-за своей особенности становившейся через некоторое время неэффективной и бесперспективной). «Люди эти были моими рабами» - говорил Оуэн о рабочих, организованных им в коммуну в Нью-Ланарке. Подобные коммуны были окружены «классическими» буржуазными отношениями и проигрывали в экономической конкуренции.
Более поздняя и зрелая Парижская коммуна, в которой широкие народные массы уже принимали активное участие, не могла дать людям новые отношения в совершенном виде. Такая система отношений легко решала бы все наболевшие проблемы эксплуатируемых масс. Реально формировавшаяся система сделать этого в полной мере не могла. Она даже не могла продлить свое неполноценное, неустойчивое существование из-за военной агрессии реакционных сил. К ней не примкнули жители множества сел, окружавших Париж. Восстание было полностью подавлено через семьдесят два дня со дня его начала.
Неэффективность производства в коммунах вела к экономическому, а иногда и к более скорому военному поражению (как в приведенном выше случае с Францией). В индийском городе Ауровилль, основанном несколько десятилетий назад, многие люди до сих пор ведут самое примитивное сельское хозяйство, трудятся ежедневно от рассвета до заката и живут практически впроголодь.
Последней, самой масштабной, и поначалу самой научно продумываемой попыткой стал СССР, который просуществовал около семидесяти лет. При его создании учитывались некоторые ошибки предшественников, и был он, в отличие от утопических коммун, не экспериментом буржуа, а в значительной степени творчеством пролетарских масс и их сторонников (сначала при содействии части буржуазной интеллигенции, перешедшей на сторону революции, позднее – в связке с новой интеллигенцией, вышедшей преимущественно из бывших сословий трудящихся). Диктатура пролетариата, которая почти сразу после революции начала дрейф от Советов к новому бюрократическому аппарату, смогла осуществлять преобразования в основном в надстройке общества, причем в пределах хотя и огромного, но все же отдельного государства, а не всего земного общества. Капиталистический экономический базис был сильно деформирован, но так и не превращен в нечто новое. Обращение денег в качестве капитала, раздробленного между множеством собственников, запрещалось в СССР государственным аппаратом. Роль совокупного капиталиста все в большей степени концентрировали в себе коллективы профессиональных партийных бюрократов, оттесняя от власти рабочих представителей, составлявших Советы. Научный подход большевиков сменился хаотичными метаниями в безуспешных попытках копировать отдельные приемы хозяйствования, подсмотренные у США. Интервенция со стороны Западной Европы, Великая Отечественная война, частичная экономическая блокада, гонка вооружений и не успевшие забыться внутренние межнациональные конфликты лишь ускорили неминуемое выравнивание политэкономического устройства СССР с остальным миром и его распад на множество отдельных буржуазных республик современного типа. Но за годы своего существования СССР модернизировал всю мировую политэкономическую систему (внутри себя – непосредственно, снаружи – оказывая всестороннее косвенное влияние).
Итак, коммуны сделали свой необходимый вклад в прогресс, и теперь, стоя на подготовленной почве, нужно найти окончательное решение вопроса: как помочь завершиться пред-истории общества и начаться собственно человеческой истории? Современный капитализм подготавливает коллективного субъекта, который выработает в-себе потребность решения и начало пути к решению. Этот субъект сделает себя же выразителем данной потребности, превратится в революционный класс для-себя – познает и организует сам себя.
Ранее роль «головы» играла преимущественно интеллигенция, экономически относившаяся к буржуазии. Сегодня значительная часть рабочих во многих государствах мира представляют собой одновременно и интеллигенцию. Для связи с товарищами по всему миру они располагают Интернетом. Созревающий класс транснациональных рабочих будет сочетать в себе объективную движущую силу, самоорганизующиеся Советы и Революционную Партию – как одно целое, под еще неизвестным именем.
Пролетариев прошлого подстегивала материальная нищета в сочетании с особым укладом мышления, формируемым работой на фабриках по казарменным принципам, и с осознанием в основных чертах своего политэкономического положения (чему способствовало распространение новейшей на то время литературы авторства Маркса и его последователей). В воздухе витала надежда на возможность быстрого и простого преодоления капитализма. Трудности, встретившиеся революционерам на этом пути, убавили изначальный пыл в тысячи раз. Как в мультфильме «Икар и мудрецы», Икар Революции рухнул на землю и упокоился под огромной глыбой. Но рядом остались лежать перья от его крыльев. Любопытный юнец поднимает их с земли, и внимательно рассматривая, глубоко задумывается.
Чтобы от эмоций и размышлений перейти к продуктивному делу, нужно серьезное подстегивание объективной необходимостью, соизмеримой по силе с холодом, голодом и прочими массовыми бедами былых времен. Осознание близящейся эко-ресурсной катастрофы на первую роль здесь не подходит: «это же не сегодня произойдет, и не завтра, а может быть, «очкарики» вовсе врут по этому поводу?» Намного более жестоко бьет осознание конечности своего индивидуального существования в совокупности с осознанием того, что все жизненное время сожрет наемная работа, необходимая для выживания – для пролетариев и частичных пролетариев. Или что это сделает управление эксплуатацией наемной рабочей силы (сегодня чаще всего косвенное – через финансовые биржи, международные организации, воспитание детей, новости, рекламу) – для противоположных классов. Третий стимулирующий фактор – война и ее последствия. Без нее не обходился ни один уклад классовой эпохи. Современный уклад осознанно создает и поддерживает очаги войны в необходимых местах в необходимое время. Ежедневно тысячи людей бегут от смерти, быстрой или медленной, из Африки и Азии в Западную Европу. А в отдельных регионах самой Европы половина населения – безработные, живущие на пособие. Соединится ли в этих больших массах людей «неуютное» социальное положение с пониманием ситуации и осознанием необходимости ее изменить? Бывают случаи, когда безработные переселенцы ведут себя ужасно. Но, во-первых, это относится далеко не ко всем из них. Во-вторых, Антону Макаренко удавалось воспитывать из малолетних беспризорников, а Александру Мещерякову – из слепоглухонемых детей честных и ответственных людей, универсальных рабочих-инженеров-ученых в одном лице. Тем более в большинстве своем не бывшие замешанными ранее в преступлениях, физиологически полноценные беженцы совсем не обязательно должны «выпасть в осадок», маргинализоваться.
Те люди, в лице которых человечество уже начало рефлексию на современном уровне, должны втянуть в решение глобальной проблемы других, предварительно определив, среди каких слоев населения искать товарищей в первую очередь. Уже на этой стадии IT способны сильно помочь: например, состояние и направленность масс можно исследовать, формируя хранилище данных в виде «многомерного куба» и подвергая его срезы различным видам автоматизированного анализа (Data Mining). Капитал активно использует в своих интересах данную технологию. Фирма IBM недавно создала суперкомпьютер Watson, к программному обеспечению которого уже сейчас можно обращаться как к живому супер-эксперту, с вопросами из отдельных областей знаний (прежде всего, это бизнес), причем буквально на человеческом языке, и получать от него советы не менее ценные, чем от целого института специалистов.
Итак, с будущим революционным субъектом мы в первом приближении определились: это зреющий класс транснациональных наемных работников самых различных сфер непосредственно материального и «интеллектуального» производств в союзе с отдельными представителями управленческой, научной, маркетинговой и т.д. обслуги крупной буржуазии. Уже имела место первая массовая «интернет-забастовка» граждан Украины против закрытия сайта доступа к пиратским копиям книг, медиа-контента и приложений EX.UA. И она завершилась успехом протестующих!

«IT-булыжник» становящегося революционного субъекта

Как только начнет формироваться международное товарищество «прогрессоров», скорее всего, поначалу немногочисленное и разделенное тысячами километров, перед ним встанет основная задача текущего этапа революции: спроектировать жизнеспособный зачаток нового уклада жизни, который будет подхвачен сразу миллионами людей, давно жаждущих избавления от тягот «конца пред-истории».
Вся предыдущая известная нам история развития материи подсказывает, что без ослабления старого новое часто не имеет шансов на продвижение, и может вообще исчезнуть, не дав плодов. Но к моменту начала тотальной войны и последнего обострения прочих бедствий капитализма, когда сотни миллионов людей начнут в агонии искать выход, росток будущего должен быть готов и достаточно силен. В противном случае этот момент станет началом необратимой нисходящей линии для земного человечества.
Итак, совершим обзор информационных инструментов, которые помогут «провернуть дело» и обратить «конец истории» в ее действительное начало.
Первое: программная платформа для «проектирования будущего». В отличие от Жака Фреско, проектировать нужно так, чтобы будущее в своей первой фазе могло начать существовать в настоящем (но не в виде изолированных коммун под руководством проектантов). Капитализм делал свои первые шаги в экономике спонтанно, а для его пока что не родившегося преемника нужен многоэтапный расчет. Виды животных в дикой природе появлялись сами собой, но для выведения новой породы домашнего животного требуются знания селекционера, а создавать новые виды многоклеточных организмов путем программирования ДНК нам еще предстоит научиться – это очень сложно. Аналогично нам предстоит взять всю полноту управления над процессом «выведения» нас самих, в социальном смысле.
Пост-капиталистическая хозяйственная деятельность должна качественно отличаться от ныне существующей, и сразу быть многократно более эффективной в плане действительно полезного производства (экономика СССР «догоняла» экономику США, являясь практически изначально лишь более слабой модификацией вершины товарного производства).
На этапе подготовки к перевороту хозяйственная деятельность нового типа должна уметь сосуществовать с разновидностями деятельности, осуществляемой в рамках «классической», товарной политэкономии, пребывая с нею в борьбе.
Сегодня капитал глобален, глобальным должен стать и его антипод, идущий на смену. Вместо множества «антикапиталистических государств» или одного, но огромного, нужна транснациональная кооперация, противостоящая всей совокупности транснациональных корпораций.
При создании этого инструмента будет полезен опыт разработки пакетов математического моделирования, базовых систем уравнений пост-товарных экономических отношений (например, «Анализ зависимостей социалистического расширенного воспроизводства и опыт его моделирования» Николая Шатилова) и математической формулировки диалектико-материалистического метода исследований (например, http://www.dialectical-physics.org).
Важная роль в данном модуле отводится приемам функционального программирования с порождением решений: задать ориентиры, желаемые цели, и позволить программе найти варианты алгоритмов, ведущих к их достижению, а затем выбрать наиболее оптимальные из них.
Подчеркнем одну особенность, без осуществления которой ничего не выйдет: в принятии решений, усиленном вычислительной техникой, должен использоваться наивысший на данный момент уровень логики – диалектический. Рассудок, которым оперирует капитализм, годится внутри капитализма, но не годится для выхода за его границы. Здесь на должность «первой скрипки» нужен следующий уровень – разум. Формальная логика позволяет решать задачу: как законсервировать текущий момент, позволить рост только в механическом смысле, внутри окостеневших рамок. Диалектическая логика должна давать действенный ответ на вопрос: как вырваться за старые рамки, используя силы, существующие внутри этих рамок, причем таким образом, чтобы не свалиться вниз, а подняться на уровень выше. Речь идет о таком высшем уровне, на котором рамки процессов никогда не будут окостеневать (из-за особого устройства самого основания общественной жизни, «автоматически»). Не будет больше длительных застоев и затем болезненных «прорывов дамбы» - революционное и в то же время сверх-устойчивое состояние общества станет постоянным.
Второе: программное обеспечение для функционирования глобальной кооперации. Это многоуровневая SCADA-система (система диспетчерского управления и сбора данных) – наследница ОГАС и Киберсин. Сбор и обработку больших массивов данных следует поручить автономно действующим алгоритмам наподобие «поисковой машины» Google и вопрос-ответной системы контентной аналитики DeepQA, работающей на суперкомпьютере IBM Watson. Таким образом, будет автоматизирована рутинная часть работы с данными для осуществления оперативной деятельности, а также для выработки тактик и стратегий.
Третье: веб-площадка для общения «прогрессоров»-кооперативщиков. На нее возлагается роль форума и «места встречи» для объединения в рабочие группы. В данном качестве можно использовать уже существующие «социальные сети» - «Фейсбук» и «ВКонтакте», хотя, скорее всего реакционное движение вынудит «прогрессоров» частично перейти на собственный программный продукт, разработать который не сложно.
Английский язык уже давно стал языком международного научно-технического общения, и на революционном форуме он, скорее всего, поначалу займет первое место наряду с остальными языками мира. Также откроется перспектива для эсперанто: поскольку мы строим управляемую историю, в ней уместным становится управляемый язык.
Четвертое: веб-источник массового просвещения. На данном ресурсе должна располагаться хорошо структурированная библиотека с быстрым и удобным поиском. Да, в «Википедии» уже есть практически все. Но революция требует выделения и концентрации наиболее важной информации, которой на данный момент является связка истории, философии и эстетики. Если о Платоне, Аристотеле, Гегеле, Марксе, Энгельсе, Ленине большинство людей, по крайней мере, слышали в некотором контексте, то фамилии Ильенков (Эвальд), Волков (Генрих), Канарский (Анатолий), Босенко (Валерий) совсем не на слуху. К массиву базовой литературы необходимо обязательно прилагать краткие ориентирующие рецензии, предлагаемые цепочки прочтения. Новичкам и образующимся из них кружкам нужна помощь более опытных товарищей – подсказки, в каком направлении двигаться в своих размышлениях, чтобы верно поставить вопросы и получить на них действительные ответы.
Пятое: веб-приложение, связывающее перечисленные выше компоненты в единую систему. Доступ к разделам системы – в сети Интернет через сайт, состоящий из небольшого набора веб-страниц с адаптивным дизайном.
Чтобы программы математического моделирования могли получить максимальные аппаратные ресурсы без больших затрат денежных средств, «пятый элемент» предоставит каждому желающему возможность по сети поделиться вычислительной мощностью своего персонального компьютера (такой подход позволяет осуществить платформа распределенных вычислений BOINC).
Для тесного двунаправленного связывания математических моделей с процессом практического применения результатов их работы будет использована «разработка через тестирование» (функционирующая SCADA-система – «разрабатываемый проект», модель – ее «пре-тесты»). То есть сначала пишется программное обеспечение, ожидающее некоторый результат от реального мира, и запускается, чтобы показать: должных результатов пока нет. Затем производится разработка или обновление модуля системы, модуль запускается в работу (сначала в режиме симуляции, далее – в режиме работы с реальными процессами), и отлаживается до тех пор, пока тест не покажет, что он пройден.
Также связка «расчет-осуществление» должна активно использовать «предсказатели»  (термин из предмета «Автоматическое управление и регулирование»). В начале отработки задания по первым результатам действуют корректирующие обратные связи с некоторой задержкой. Когда собран необходимый массив информации о работе контура, «предсказатель» начинает корректировать курс заранее, предвосхищая отклонения контрольных параметров. Получается регулирование без задержки реакции.
В целом комплекс из пяти элементов должен помочь решить две взаимосвязанные стратегические под-задачи.
Первая из них – создание и развитие зачатка нового экономического базиса (если его вообще можно назвать экономическим: в нем полностью исчезает товарный обмен). Сама «экономика» будущего перестает быть живым базисом, «уходит в фундамент». Подобным образом для человечества на его заре «ушла в фундамент» биологическая природа. Мы остаемся и останемся частичными животными в чисто биологическом смысле, но этот факт около миллиона лет назад утратил свое значение. Частичными – потому что полноценное животное руководствуется в первую очередь генетически унаследованным поведением, которого мы лишены. С тех пор мы суть общественная форма движения, возвышающаяся на всех низших формах. Общество могущественно и в то же время хрупко: без биологического основания человек не существует (умирает), но без общества организм человеческого вида живет и становится животным-имитатором (ребенок, воспитанный среди животных по своему способу жизни есть животное соответствующего вида). Возвращаясь к основной теме: новая «экономика» из господина-бога над людьми должна стать их простым, легко управляемым орудием, обеспечивающим каждому человеку материальный комфорт по умолчанию. Не нужно будет, надрываясь, создавать огромные излишки стоимости, а затем уничтожать их всеми возможными способами – от рекламы и чрезмерной роскоши до терактов и сражений (сейчас все это жизненно необходимо, чтобы питать Молоха-Капитал и существовать под его пятой). Больше никакой гонки за зарплатами и прибылями, и никаких конфликтов по этому поводу. Чем же будет занято наше время, когда не будет смысла конкурировать, воровать, воевать и т.д.?
Вторая задача – установление пост-экономических жизненных приоритетов. Соревнование будет разворачиваться не за материальные блага, а за успехи в производстве универсального человека и в его всестороннем развитии. Даже в освоении просторов Вселенной ведущим моментом, основной целью будет выступать совершенствование людей. Каждый член общества окончательно станет полноправным его представителем, а общество в целом – созревшим разумом и руками материи, самой себя организующей. Звучит похоже на пропаганду «Проекта Венера», различие должно быть в том, чтобы не углубляться в фантазирование деталей, а искать и использовать существующие тенденции, начинающие действовать в данном направлении.
И все же, вот несколько деталей, при помощи которых можно прямо сейчас представить пост-товарное будущее каждому, кто попросит уточнений. Ничего нового в этих деталях нет, кроме того, что уже было сказано, но почти никем не услышано около полутора веков назад.
Итак, после революции… Рабочее время необходимого рутинного труда определяется для человека исходя из его возраста, физического состояния, области деятельности, которую он выбрал для себя на некоторый период времени, и степени его готовности к переходу в эту область. Допустим, по запросу «приготовление первых блюд» кем-то получен результат «четыре часа в неделю». После дообучения на объекте соответствующего производства человек приходит дважды в неделю в столовую и тратит по два часа своего времени на типовую работу. Суммарное время таких работ для всех людей на планете таково, что позволяет поддерживать воспроизводство жизни (количественно расширенное, насколько это необходимо «для непосредственной пользы», а не для прироста капитала, который отмер). Остальное время тратится каждым на переобучение для работы в других сферах, на оказание содействия в образовании другим людям, на качественное расширение воспроизводства жизни при помощи исследований и изобретений. Как и средства производства, жилье и предметы быта каждый получает по необходимости в личное пользование из планетарного фонда. Объект соревнований – максимизация всестороннего развития каждого. Чтобы любой человек мог легко переходить от одного рода деятельности и совершенствования себя и окружающих к любому другому, радикальным образом изменена система образования. Дети начинают познавать мир сразу с использованием самых современных средств его преобразования. В первую очередь – непосредственная работа с техникой и технологиями, а как подчиненный момент – необходимая теоретическая составляющая. Причем первейший объект преобразования с самых малых лет – человек: уже дошкольники учатся помогать друг другу в освоении мира. В основе всеобщего политехнического образования из уже известных нам направлений – электротехника и программирование. Различные науки, некогда выделившиеся из общего корня, слились в новое единство – историческую науку, основной метод которой – диалектический материализм. Воспитание, все ступени обучения, наука, лабораторные исследования, промышленное производство, контакт с природой, развлечения и игры стали одним целым, посредством которого существует и прогрессирует общество. Такие проекты, как ITER, которые при капитализме тянулись десятилетиями, теперь – дело нескольких месяцев.  
Все это останется утопией до тех пор, пока не появится ответ на вопрос: как организовывать жизнь общества по-новому, чтобы не было больше товарного обмена, при этом уровень материальных благ не упал, а напротив, освободился от оков, сдерживающих рост, и такое превращение можно было практически начать прямо сейчас, в наличных условиях? Проблемы неравномерного распределения благ, уничтожения излишков, взаимного уничтожения людей, исчерпания ресурсов, ухудшения экологии, прожигания «свободного» времени и т.д. на новом основании решились бы в мгновение ока. Ответ на данный вопрос необходим, чтобы было с чего стартовать математическим моделям и собственно организации жизни в рамках пятимодульного «прогрессорского» проекта. Следовательно, задачей самой первой модели должно стать оказание помощи в отыскании ключевого ответа. Предварительно вопрос нужно сформулировать на специальном формальном языке. Но имеем ли мы вообще шанс получить верный ответ – с помощью вычислительной техники или без нее?
Маркс писал, что «анатомия человека – ключ к анатомии обезьяны». Тогда на первый взгляд выходит, что качественно новая организация может появляться лишь спонтанно (как экономика и политическое устройство капитализма), а не изобретаться заранее. Но что сделал сам Маркс в «Капитале»? На основании диалектико-материалистического исследования процесса, развертывающегося в капиталистической политэкономии, он сделал вывод о грядущей самоликвидации капитализма через свое другое правящего класса! На самом деле человек с первых шагов своего становления так и действовал. Например, многократно наблюдая пожары и их последствия, он сам научился добывать, сохранять и использовать огонь для повышения шансов на выживание. У Маркса высказывание по поводу обезьяны значит только то, что прошлое понять в полной мере можно только тогда, когда его последствие достигло зрелости, и в этом зрелом объекте можно рассмотреть логику, в которой в свернутом виде проживается весь исторический путь от зачатка к окончательному результату. Так вот как раз это рассмотрение позволяет увидеть основную тенденцию зрелого настоящего и сделать выводы о его ближайшем будущем! Если в середине XIX века удалось получить общее решение, то сейчас наступил момент составить руководство к непосредственному действию.
Самостоятельно классическая математика в формулировке и решении насущного основного вопроса не поможет: она ориентирована на работу с количественной стороной процессов. Но в математике уже присутствуют элементы будущей науки. В «Математических рукописях» Маркс объясняет смысл производной как отношение двух ничто, полученных путем удаления всего численного содержания аргумента и функции. Исследуя историю, нам нужно понимать материю как отношение и, обнаруживая элементарные «зерна» развития двигаться от абстрактного к конкретному, как это делал Маркс в «Капитале», прослеживая развертывание элементарного акта товарного обмена в мировую политэкономическую систему капитализма.
Первые правила для специального формального языка можно сформулировать на основе таких исследовательских работ как «Диалектика эстетического процесса» Канарского и «Введение во всемирную историю» Юрия Семенова. Считаю удачным названием для этого языка и решаемых с его помощью задач новое слово: истматика. Оно будет подразумевать одновременно исторический материализм и историческую математику. Истматика сможет оперировать такими понятиями как «рождение социора нового типа», «пробуксовка социора», «восхождение класса», «обретение классом революционной роли», «преодоление границы социора через свое другое его правящего класса», «уничтожение настоящим условий своего повторного рождения». На этом языке нужно сформулировать некоторые неизвестные значения «икс», которые затем можно вычислить, и которые явятся точными инструкциями к «прогрессорским» действиям здесь и сейчас.
И все же еще чего-то не хватает для быстрого набора скорости революционным процессом. Как кооператорам производить материальные блага, если все богатства Земли и все средства материального производства – в руках капиталистов и охраняются мощнейшими армиями, спецслужбами, полицией? Хорошо бы изобрести что-то вроде дешевого прибора, превращающего по заказу что угодно в другое что угодно. Всего несколько столетий назад за утверждение, что Земля вращается, сжигали на кострах, а ковер-самолет (дирижабли, вертолеты, самолеты, ракеты) и блюдечко с яблочком (компьютеры и смартфоны с установленными видео-проигрывателями и видео-чатами) встречались только в сказках. Помните про упомянутую в начале статьи общественную «линзу», сквозь которую мы видим мир? Нам, кандидатам в «прогрессоры», кроме всего прочего, следует начать с нового подхода к воспитанию, самообразованию, агитации и пропаганде. Нужно помочь капиталистической культуре, довести до предела то, что она сама по себе не способна доразвить – способность самого человека превращаться «во все». Новое просвещение должно учить любого из нас становиться абсолютным универсалом. Когда мы максимально приблизимся (насколько позволяют старые политэкономические оковы) к возможности любому человеку быстро становиться любым специалистом, перестать быть «внутренне фрагментарным» «частичным представителем общества», тогда мы освоим и приемы полностью свободного направления материи из одних форм в любые другие.

 Заключение и призыв к действию

В социальной сети уже создана группа, которую я предлагаю в качестве одного из первых «кирпичиков» «прогрессорского» форума и источника просветительских материалов – «Культурная революция». Приглашаю всех заинтересованных вступать в эту группу, предлагаю пополнять ее учебным и новостным контентом, присоединяться к работе над выполнением ее текущих задач, вносить собственные идеи и предложения. Рекомендую также англоязычные ресурсы www.greattransition.org, www.monthlyreview.org и www.marxists.org. Не стесняйтесь проявлять инициативу, она требуется от каждого!
В скором времени новые сообщения в группе «Культурная революция» будут выкладываться на эсперанто. Всем советую пользоваться этим языком (изучить его можно быстро и легко): это возможность для всех людей на земле сделать равноценный первый шаг навстречу друг другу.
На данный момент начинаю подготовку к созданию «истматики» и впоследствии надеюсь найти единомышленников для ее развития.

PS.

Да, насчет весьма мрачного вступления. Сейчас смерть действительно непобедима и что главное – необходима. Организмы живут при помощи умирания: проводят внутри себя расщепление химических веществ, ускоряют рост энтропии вне своих тел, отдельные клетки ежеминутно отмирают, отдельные особи умирают, чтобы шел процесс развития видов, одни пожирают других. Как уже было сказано, наше биологическое формирование давно завершилось, и даже с точки зрения чистой биологии мы – не вполне животные. Но для людей смерть пока что нужна, чтобы продолжалось развитие общества.
Когда же общество освободится от застойно-революционных «качелей», вызванных классовым расслоением и недостаточным уровнем гуманитарной науки, и когда каждый станет универсалом, отпадет необходимость в исчезновении поколений с устаревшим и застывшим мировоззрением.
После приручения социальной стихии в народных массах окончательно исчезнут иллюзии по поводу загробной жизни и реинкарнации. Появится яростное желание действительно сделать жизнь каждого если не вечной, то, по крайней мере, многократно более долгой. Допускаю, что тогда же удастся разработать и биологические средства для такого продления. Уже сегодня возможна коррекция ДНК зиготы, например, для исправления «ошибок в коде», вызывающих наследственные заболевания (хотя пока что технология работает нестабильно и на жизнеспособных эмбрионах человека не применяется). Дальше на горизонте появляется проблема перенаселения. Но тут я прерываю полет фантазии, ведь фантазия – прежде всего для вдохновения на дела, которые мы способны совершить в реальности прямо здесь и сейчас, к чему всех и призываю!

Юрий Трофименко, 1 мая 2016 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий