In
his appearances on television, the world-famous educator Salman Khan,
the founder of the Khan Academy, noted how difficult to involve
children in the study of mathematics. Most of them perceive
mathematics and similar theoretical subjects as a duty that needs to
be worked out, and not as something they would like to achieve for
their own pleasure.
The
Khan Academy has already taken several effective steps to overcome
this situation. One of them is the introduction of the practical
component to the lessons. For example, there is a video in which
children in the summer camp of the Academy collect a
three-dimensional model of the Sierpinsky pyramid from paper.
However, it has long been necessary in the world education system to
go further in this direction.
1.
children, teenagers and students to conduct excursions in real
production of various useful things, services, information products
(the work can be of a very different nature - in educational
institutions, production facilities, in the city or in nature);
2.
Everyone can choose the direction of interest, as well as the amount
of time that he is willing to spend;
3.
A part of the production lines of partner
organizations should be adapted in such a way that even children can
participate in individual operations in the process of creating real
products;
4.
In cases where the production operation (or its planning or design)
requires a theoretical part, the mentors help to master in ready-made
form or to derive a new necessary theory;
5.
basic knowledge - polytechnical and philosophical (in the sense of
the history of development and the present situation of the
scientific method itself), this gives the key to an easy transition
to any areas of research and production;
6.
Computer programs are studied primarily as an auxiliary production
tool - with their help you can create drawings, mathematical and
visual models, firmware for controllers, software part of SCADA
systems, documentation, organize accounting and planning in team
projects, automate the collection and processing big data.
Justification
of this approach:
2.
This approach has long been tested by practice
both in the education of physiologically healthy children, and those
who from early childhood lost the possibility of hearing and sight.
In
the first case, one of the most striking examples is the history of
children's colonies for street children under the leadership of
Makarenko. His students mastered the full cycle of production of
electric drills and photo cameras in the 1930s, when these belonged
to the category of "high-tech".
The
second case is the blind-deaf children of the Zagorsk children's home
under the direction of Meshcheryakov and Sokolyansky in the second
half of the 20th century.
Mastering self-feeding,
household self-service, and then - work in mechanical workshops, the
children
subsequently became active participants in the society instead of
becoming "vegetables". Some of them received higher
education, Science
Degrees,
and began to help other deaf-blind to provide themselves with a
normal life;
3.
When, after schools and institutes, it is time to start working and
bringing something new to the culture, practical skills and ability
to deal with all new technologies and areas of knowledge are
important, while the mechanically learned mass of facts is completely
useless, and the availability of diplomas in some hi-tech
organizations do not even check.
***
***
Каков
очередной шаг в развитии образования?
В
своих выступлениях на телевидении
всемирно известный учитель Саламан
Хан, основатель Академии Хана, отмечал,
насколько трудно увлечь детей изучением
математики. Большинство из них воспринимают
математику и подобные ей теоретические
предметы как повинность, которую нужно
отработать, а не как то, что они хотели
бы достичь для своего удовольствия.
Академия
Хана уже сделала несколько действенных
шагов по преодолению такой ситуации.
Одним из них является привнесение
практической составляющей в уроки.
Например, есть видео, на котором дети в
летнем лагере Академии собирают
трехмерную модель пирамиды Серпинского
из бумаги. Однако уже достаточно давно
в мировой системе образования назрела
необходимость пойти в данном направлении
еще дальше.
Итак,
я предлагаю качественно новую стратегию:
1.
детям, подросткам и студентам проводить
экскурсии по реальным производствам
различных полезных вещей, услуг,
информационных продуктов (работы могут
быть самого различного характера — в
учебных учреждениях, производственных
помещениях, в городе или на природе);
2.
каждый может выбрать интересующее его
в данный момент направление, а также
количество времени, которое он готов
потратить;
3.
часть производственных цепочек в
фаблабах и на поточных производствах
адаптируются так, чтобы даже дети могли
принимать участие в отдельных звеньях
процесса создания реальной продукции;
4.
в тех случаях, когда производственная
операция (или ее планирование, или
проектирование) требуют теоретической
части, наставники помогают освоить в
готовом виде или вывести новую необходимую
теорию;
5. основные знания — политехнические и философские (в смысле истории развития и настоящего положения самого научного метода), это дает ключ к легкому переходу в любые сферы исследований и производства;
5. основные знания — политехнические и философские (в смысле истории развития и настоящего положения самого научного метода), это дает ключ к легкому переходу в любые сферы исследований и производства;
6.
компьютерные программы изучаются в
первую очередь как вспомогательный
инструмент производства — с их помощью
можно создавать чертежи, математические
и визуальные модели, прошивки для
контроллеров, программную часть
СКАДА-систем, документацию, организовывать
учет и планирование в командных проектах,
автоматизировать сбор и обработку
больших данных.
Обоснование
такого подхода:
1.
еще до школы дети спонтанно стремятся
сделать какие-то поделки своими руками
и продемонстрировать их другим, чему-то
научиться. Подход «производство реальной
полезности сначала» развивает это
стремление и становится основой для
само-мотивации к освоению все более
сложных знаний и навыков, даже в глубоко
теоретических сферах — для получения
основания для успешной практики. Когда
результаты своего обучения можно
«пощупать», и они приносят пользу другим
людям или хотя бы тебе самому, становится
совершенно ясно, зачем нужны те или иные
теоретические предметы — они помогают
в делах, от которых можно испытывать
удовольствие и гордость;
2.
этот подход давно проверен практикой
как при воспитании физиологически
полноценных детей, так и тех, кто с
раннего детства утратил возможность
слышать и видеть. В первом случае одним
из наиболее ярких примеров является
история детских колоний для беспризорных
под руководством Макаренко. Его
воспитанники освоили полный цикл
производства электродрелей и фотоаппаратов
еще в 1930-е годы, когда эти вещи относились
к категории «хай-тэк». Второй случай -
слепоглухие дети Загорского интерната
под руководством Мещерякова и Соколянского
во второй половине ХХ века. Осваивая
сначала самостоятельное питание, бытовое
самообслуживание, а затем — работу в
механических мастерских, они впоследствии
стали активными участниками общества
вместо того, чтобы превратиться в
«овощи». Некоторые из них получили
высшее образование, научные степени, и
стали помогать другим слепоглухим
обеспечивать себе нормальный быт;
3.
когда после школ и институтов наступает
время приняться за работу и привнесение
в культуру чего-то нового, важны
практические навыки и умение разбираться
во все новых технологиях и областях
знаний, в то время как заученная
механически масса фактов совершенно
бесполезна, а наличие дипломов в некоторых
хай-тэк организациях даже не проверяют.
Комментариев нет:
Отправить комментарий