1. Установившаяся составляющая политэкономической
картины мира
Ни
один человек не может обеспечивать себя всем необходимым для поддержания
современного быта. Существует основное капиталистическое решение этой проблемы,
благодаря которому встречаются сегодня и многие другие, подчиненные,
вовлеченные формы общественных отношений (искаженные копии отношений прошлых
эпох). Изложим его ниже.
Владелец средств производства заключает
договор с работниками. А) Работники тратят свое жизненное время тем
способом, который он указывает, производя
товар – продукт, заранее создаваемый для его продажи (или услугу – товар,
потребляемый покупателями сразу в процессе производства, минуя частично или
полностью фазу овеществления рабочего времени, например, салоны красоты или
грузоперевозки). Б) Наниматель
обменивает обычные товары на универсальный товар – деньги, и отдает деньгами работникам эквивалент части
потерянного ими времени. Он платит
только за рабочую силу, но эксплуатирует эту силу в разы дольше, чем нужно для
заработка на ее восстановление, получая, таким образом, прибавочную стоимость,
которая становится капиталом, идет на расширенное воспроизводство бизнеса.
Иногда
оплата рабочей силы включает в себя неявную составляющую. Неявная составляющая
принимает форму несущественного по возможностям средства производства, выдаваемого
нанимателем или государством, допустим, небольшого земельного участка во
владении наемного работника, на котором можно вырастить овощи, фрукты или
наркотические растения (в некоторых государствах это разрешено законом). Такой
продукт можно потребить самому или попытаться использовать как исходящий товар,
обменивая его на деньги. Эта добавка компенсирует недостаток оплаты рабочей
силы в ее денежной форме.
В сумме денежная и неявная компенсации
рабочей силы дают рабочим возможность восстановить рабочую силу (способность к
труду) — не умереть самим и вырастить детей. Покупатели товаров за
деньги получают любой продукт, необходимый им, на который только хватит денег.
Каждый должен быть покупателем. Также каждый должен быть либо эксплуататором
чужой рабочей силы, либо продавцом рабочей силы, либо самозанятым
производителем. Есть еще вспомогательные работники и безработные, но их
политэкономическая жизнь является всего лишь особенной составляющей
деятельности основных двух классов – наемных рабочих и владельцев средств
производства, нанимающих этих рабочих. Доля капитала, имеющегося у третьего
класса (самозанятых) ничтожно мала в сравнении с долей крупных представителей
первого класса, поэтому источник интересов, на базе которого происходит
управление обществом, - исключительно мировая олигархия. Воля этого менее чем одного
процента населения планеты реализуется в политической надстройке в форме
государств с местными парламентами и международными организациями во главе.
На
выборы (выбрать себе на следующие несколько лет определенных личностей из ряда
совершенно одинаковых представителей правящего класса) массово приходят и многие
из остальных девяноста девяти процентов людей. Все они – эксплуататоры и
эксплуатируемые – не видят и не хотят никакой альтернативы стабильному на
данном участке времени существующему укладу. Такое положение сохраняется до тех
пор, пока отдельным людям не становится очевидным, что период стабильности
конечен, но от этого момента до массовой попытки изменить положение вещей лежит
еще очень долгий путь.
Прибавочная стоимость, производимая
работниками, в разы превосходит стоимость их рабочей силы, которая выдается им преимущественно
деньгами. На большей части земного шара, удобной для проживания,
индустриализация завершилась или завершается, поэтому прибавочная стоимость не
может быть полностью расходована на расширенное воспроизводство – добычи,
заводы и фабрики, а также инфраструктура к ним и к населенным пунктам давно
созданы в нужном объеме. На удовлетворение своих потребностей и даже сверх того
– самых извращенных и изощренных желаний – владелец средств производства также
не может потратить все богатства, растущие, как снежный ком.
Можно
было бы направить «излишки» на ликвидацию негативных явлений в обществе – голода, наемного детского труда без соблюдения правил охраны труда, болезней, на лечение которых у людей
нет денег, на замену элементов промышленности и быта на более ресурсо-экономные и экологичные, на массовое современное
образование в «отсталых» странах. Но так делается только в масштабах, которыми
можно пренебречь. Почему?
Только
потому, что если будут случаи потребления благ без создания новой, еще большей
стоимости, то данные блага обесценятся, и торговля ими перестанет приносить
растущую прибыль владельцам производств. По этой же причине при повышении
производительности труда хозяин не снижает цены на товары и не сокращает
рабочее время с сохранением зарплаты – это привело бы его к разорению, а
потребителей его товаров – к дефициту. Ранее, в XIX веке у хозяев регулярно наступал такой
момент, и мир охватывал экономический кризис (примерно раз в десять лет). В
свободной конкуренции «выживали» единицы из тысяч, становясь монополистами, в
руках которых концентрировалась подавляющая часть мирового капитала. Монополии
подрывали условия собственного существования – удерживали слишком высокие цены,
платили слишком низкие зарплаты. У конечных потребителей оказывалось денег в
разы меньше, чем товаров на рынке. Излишки товаров было некуда девать. Молоко,
фрукты и овощи сбрасывались в реки, чтобы «расчистить место на рынке» для новых
товаров. Но ведь и новой прибыли это уничтожение не приносило, при том, что
средства на производство ранее были затрачены. Монополии теряли возможность
продавать и разорялись, все начиналось практически сначала.
В
терзаемую данным явлением систему попадали катализаторы, такие, как стремление
буржуазных империй (союзов государств с монополиями) перераспределить власть
над политическими колониями – источниками дешевого сырья и дешевой рабочей силы.
Это вызвало спасительную для системы реакцию – череду мировых войн.
Накопившиеся «излишки» (и люди!) уничтожались под снарядами и бомбами
сражающихся империй. При этом расчищалось пространство для новых товаров, а
производители материалов, продуктов питания, и главное – оружия, получали новые
огромные прибыли.
Но вот
в гонке вооружений появилось ядерное оружие, и масштабные войны стали
невозможны (они привели бы к исчезновению человечества в течение нескольких
часов боевых действий). Войну взяли под контроль, подобно тому, как ранее
научились поддерживать тлеющую ядерную реакцию на электростанциях вместо
молниеносного разрушительного взрыва бомбы.
Сначала
это были карательные операции против небольших государств, не владеющих ядерным
оружием, и нарушающих мировые правила межгосударственного распределения
капитала. В первой половине и в середине XX века такие конфликты приводили к политическому освобождению колоний. В
результате политические колонии стали экономическими, а управляемые войны в
конце XX
века и вначале XXI-го
стали просто избиением отдельных беззащитных экс-колоний, попытавшихся нарушить
экономический баланс в свою пользу
(чаще всего – национализацией нефтепромыслов). Второй стороной этого кровавого
дела была и остается забава для правителей – географический микро-передел
чужими руками областей влияния.
Масштабы
«жертвоприношений Молоху» стали постепенно уменьшаться благодаря открытию невоенных
способов прибыльного уничтожения излишков. Крупнейший пожиратель стоимости – медиа-продукция:
телесериалы, шоу и реклама, теперь транслируемые не только по ТВ, но и в
Интернет, с возможностью просмотра на ходу через смартфон или планшет. Другой
стороной такой деятельности является превращение народных масс в «одномерного
человека», правильного и послушного работника и потребителя в системе. Рабочие
должны быть узкими специалистами, «профессионалами» в одном и полными невеждами
во всем остальном, так прибыльнее и стабильнее.
Было
также увеличено число других бесполезных работников – распространители печатных
материалов, эксперты-политологи, менеджеры-надзиратели, новые виды чиновников.
Войне
отвели свою относительно скромную область – рассеянные по миру «горячие точки»
и террористические акты. Их основные жертвы – преимущественно безоружное
гражданское население, чаще из бедных или средних по достатку слоев. Достаточно
было крупнейшим государствам мира договориться держать своих граждан в невежестве
в гуманитарном плане, и, пользуясь этим, подстрекать при помощи СМИ. Например:
«наш президент никуда не годится, нужно выйти на улицы, орать, барабанить, швырять
разные предметы, тогда он уйдет, и на смену ему придёт лучший». Или: «жители
соседнего государства – глупцы и враги, которые хотят потеснить нас во всем, от
них все беды, нужно засесть в окопы и постреливать из минометов по пустырям да
по бедняцким окраинам поселков, тогда враги рано или поздно сдадутся, и мы
заживем». И так далее, и тому подобное.
Итак,
мы – земное человечество – делаем не то, что нужно, и планомерно расчищаем
рынок для новой стоимости, которой назавтра становится еще больше. В этом
процессе иногда приходится разорвать небольшую часть наших ближних бомбой или
задавить грузовиком где-нибудь в людном месте, а затем поплакать об их страшной
судьбе, и все это показать как телешоу. Тем временем приближается мировой ресурсно-экологический
кризис и масса менее очевидных губительных кризисов, и никто ничего всерьез
против этого не предпринимает.
2. Прогрессивные тенденции политэкономической
жизни мира и необходимость их разумного развития
Порождаемые
описанным выше процессом негативные социальные явления приводили бы к частым
бунтам объединений представителей класса наемных рабочих, которые создают все
блага, получая взамен минимум жизненных средств и все мыслимые проблемы. Но этого
не происходит. Большая часть
«чистых» пролетариев вытеснена на самую дальнюю периферию – подальше от финансовых
и деловых центров, где решается судьба мира. Граждане остальных уголков мира
являются в большей или меньшей степени неявными капиталистами. Корпорации,
зарегистрированные в государствах их проживания, сначала вывозят капитал на
периферию – инвестируют, дают деньги в долг под проценты, а затем «снимают
сливки» возросшей стоимости. На часть из награбленных таким образом «излишков»
государства-буржуи обеспечивают своих граждан льготами, надбавками к зарплате,
пособиями по безработице, бесплатным «социальным» жильем.
Так
полупролетарии – неявные капиталисты умиротворяются и закрывают глаза на
небольшие бедствия в своем отечестве и на крупные – в чужом (можно созерцать последствия
голода, болезней и бомбардировок как очередное шоу по ТВ, сидя на диване в
уютной квартире с холодильником, набитым деликатесами!). Тем более, теперь есть
масса тупых развлечений через Интернет, мобильные устройства и очки виртуальной
реальности – мощное дополнение к прессе, телевидению, религиям, наркотикам и
возможности всю жизнь проработать «узким специалистом», «профессионалом». Все
условия, чтобы стать безразличным ко всему сильно ограниченным человеком! А
против тех, кому не достаются даже крошки от пирога, или тех, на кого не
действуют шоу, есть многочисленные армии и полиции, вооруженные арсеналом
начиная с резиновых дубинок и заканчивая сверхзвуковыми самонаводящимися
ракетами с ядерными боеголовками.
Ядерное
оружие не позволяет более конкурентам сразиться в мировой мясорубке. Тем более,
весь мир – распределенная фабрика, в которой один цех не может без фатальных
экономических последствий всерьез враждовать с другими. Кажется, общественное
движение на Земле замерло в слабо подрагивающем динамическом равновесии, как
огромное болото. Так что же, наше общество зашло в тупик, в котором если не
сгорит, то сгниет, если только к нам не прилетят прогрессоры из глубокого
космоса (как земляне на Торманс в романе Ивана Ефремова «Час Быка»)?
Прогрессоры
вряд ли прилетят. Наш действительный шанс – найти живые тенденции в наличной
притормозившей Истории и самим стать ее прогрессорами. Т.е. помочь колесам
Истории вновь завертеться согласно их собственной логике, но уже не в классовых
противоречиях, время которых подошло к концу.
Весь
фокус в том, что ничего нельзя добиться одними только желанием и силой, даже
если то и другое окажутся доступными. С социумом все то же, что и с низшими
уровнями движения материи: хочешь прекратить течение воды в большой реке, а
реке это безразлично, она движется согласно объективным законам механики.
Перекроешь реку дамбой – со временем дамбу прорвет избытком воды или вода начнет
переливаться через верх. Но можно прорыть канал, сократив реке путь. Можно
построить на ней специальную плотину с гидроэлектростанцией, и из стихии
получить упорядоченную силу – электричество. Так же и фруктовый сад. Под
действием заклинаний он не вырастет на пустой земле, из ничего. И из камней его не
построишь. Но можно познать
объективные законы биологии, на их
основе вывести хорошие сорта фруктовых деревьев из уже существующих растений, посадить в удобренную почву саженцы, подвязывать их, поливать – и они вырастут в деревья. Можно помочь
логике реки, логике растения, логике огня, познавая
и сталкивая особым образом, при помощи
коллектива и вещных орудий объективные силы дикой природы. Точно так же можно и нужно помочь самому обществу
продолжить путь по собственной логике. Пусть росток – кандидат в деревья –
станет взрослым деревом в полной мере, деревом для себя. Прогрессом гусеницы
может быть только превращение в красивую бабочку.
Но
почему раньше история шла самотеком, и человечество не исчезло, а теперь нужно
прилагать особые усилия?
Капитализм,
взяв тотальную власть над миром, жил растущим потреблением угля, нефти и газа,
и, чтобы сохраниться, он законсервировал общество. В ближайшие десятилетия указанные ресурсы подойдут к концу, а
объективные силы капитала не позволяют подготовиться к этому моменту. Для
предотвращения катастрофы не существует каких-либо механических, физических,
химических или биологических препятствий, никаких, кроме одного –
общественного. Предпринимать действия по
спасению экономически невыгодно, это не принесет быстрых больших прибылей
хозяевам крупного капитала, и даже напротив, приведет к их разорению. Да и
каковы цели всех людей? В первую очередь, у капиталистов – максимизация прибыли, у наемных рабочих – зарплата, достаточная для вещного
обеспечения минимального или среднего
уровня современной жизни. Момент создания непосредственной полезности
является подчиненным. Есть еще необходимость системы в воспитании из людей
правильных управляющих (помощников эксплуататоров), работников
(эксплуатируемых) и покупателей (в идеале все должны быть шопоголиками и
завсегдатаями развлекательных заведений).
Итак, если
само собой сегодня ничего в обществе не сдвигается с мертвой точки, то нужно
взяться за освоение наивысшей, социальной формы движения материи, покорить
общественную стихию, помочь ей скорее повернуть в разумное, гуманное русло. Какие
наличные социальные явления – кандидаты в «ростки прогресса» нам
известны? Перечислим наиболее заметные из них:
-
профсоюзная борьба. Сегодня это достаточно редкое и крайне неравномерно
распределенное по миру явление. И даже на тех предприятиях, где она есть, это
борьба лишь за незначительное повышение зарплаты. Большинство профсоюзов –
формальные;
- антикоррупционные,
антивоенные и экологические митинги. Полезны только как первая форма проявления
несогласия с самыми масштабными негативными атрибутами настоящего положения, но
на этой форме для большинства несогласных людей все и заканчивается. Буржуи от таких
протестов получают большую пользу –
еще один повод показать «шоу» по ТВ;
- бескорыстная
материальная, воспитательная, образовательная помощь внутри семьи. Явление
распространяется далеко не на все семьи. Некоторые родители платят деньги детям
чуть ли не за каждое полезное дело, некоторые – воспитывают религиозных или
национальных милитаристов;
- бесплатное
обучение сотрудников внутри корпораций, выпуск ценной информации, программного
обеспечения и его исходных кодов в открытый доступ. Это делается для повышения
уровня подготовки кадров, для рекламы компании, для черпания интеллектуальных
находок из программного обеспечения с открытым исходным кодом, развиваемого
сообществами. Это дает возможность одним добровольно потрудиться над созданием
полезности для всех, другим – получить бесплатное обучение или программный
продукт;
- простая
волонтерская деятельность в мирных целях – помощь тяжело больным, пострадавшим
от стихийных бедствий, помощь в трудоустройстве, в поиске временного жилья,
помощь животным, озеленение и т.п.;
-
публичные библиотеки, дворцы культуры, отдельные просветительские и
исследовательские кружки;
-
политические партии под названием «левые» или «социалисты» или «коммунисты».
Единственная значительная польза – некоторые из них предоставляют помещения и
литературу для работы кружков гуманитарного самопросвещения;
-
коммуны. В сельской местности это объединения фермеров, внутри которых
искусственно сведен к минимуму товарно-денежный обмен и осуществляются
некоторые социальные функции, которые обычно реализовывает государство.
Городские коммуны – это объединения кустарных производителей товаров народного
потребления. Есть и другие виды коммун, со своей спецификой, но ни одна из них
не является представительницей наступающего будущего уклада. Коммунары
искусственно блокируют на своих территориях основные процессы капитала и
сопровождающие их эффекты, и преследуют цель улучшения производства полезности
и ее распределения между участниками по потребностям. Борясь с капиталом, они
тем самым губят и интересующую их сферу полезности. В окружении классического
капитализма их попытка создания промежуточного переходного звена от настоящего
уклада к будущему завершается созданием лишь неоптимального совокупного
участника мирового экономического процесса, который проигрывает в конкуренции. Вместо
должной высшей техники, которая должна быть в основании нового свободного
общества, коммунары работают с «низшей» техникой (например, в Ауровилле
новичкам вручают соху и предоставляют такой паек, который позволяет лишь не
умереть от голода). Но главное – свободное развитие каждого, производство
всесторонне развитого человека нигде не являются основной целью, которой бы
подчинялось все остальное, а ведь именно это – основа будущего
пост-экономического, пост-классового уклада. В том же Ауровилле воспитание
человека нового типа некогда было заявлено основной целью, но достичь этого
невозможно практикуемыми там медитациями и ежедневной монотонной
малопроизводительной работой. Справедливости ради, заметим, что и у
предполагаемых будущих «правильных» коммун и распределенных сообществ, которые
будут развиваться по принципам, вычисляемым общественной наукой, не будет
шансов непосредственно превратить старое общество в новое. Они будут лишь
маленькими грызунами, снующими под ногами гигантских динозавров. Их ориентация
на свободное всестороннее развитие каждого, на гуманизм, будут подобны забаве
стае обезьянок, в которой от поколения к поколению передается навык
раскалывания орехов между двумя камнями. Но однажды астероид уничтожил
динозавров, и теплокровные млекопитающие заполонили всю Землю. Затем природные
изменения заставили каких-то родственников обезьян применять коллективную охоту
и вещные орудия охоты не в качестве игры, а в качестве основного способа
выживания, и через множество поколений они стали первыми людьми. Наша задача
сегодня – чтобы к моменту очередной катастрофы, которую приближает капитализм,
люди уже были кандидатами в «свершившиеся люди», готовы были перейти к жизни
ради своих собственных, человечных целей, избавляться от животных и классовых
рудиментов, окончательно вступить в права наивысшей формы сил природы. Пока не
было нас, не было и понятий плохого и хорошего. В нашей деятельности мы
породили такие понятия и теперь обязаны приводить весь окружающий мир к
хорошему, к прогрессу по собственной логике мира, познаваемой нами, строящей
саму себя по ходу дела, в том числе – нашими руками. Иначе вместо революции в
кризисный момент получатся только голодный бунт и последняя Мировая война.
3. Что делать для того, чтобы делать то, что
нужно (Истории)?
Верен
ли наш список потенциальных «зерен будущего»? Если да, как им помогать? Чего
делать не следует? А может быть, нужно с нуля создать некие «зерна будущего»,
которые действительность в явном виде без нашего осознанного вмешательства не
порождает?
Начнем
с того, что нам не годится – уже пройдено и сделало свое дело или вообще не
верно.
Все
прежние крупные попытки одним ударом преодолеть капитализм завершились
настолько полным и убедительным поражением, что люди уже никогда их не
повторят. Самой масштабной из них была та, в результате которой образовался
СССР. За несколько десятилетий до этого Маркс смоделировал данную ситуацию в
«Капитале»: «Монополия капитала становится оковами того способа производства,
который вырос при ней и под ней. Централизация средств производства и
обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся
несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьет час
капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют».
Не
всякий прогрессивный взрыв непосредственно заканчивается завершением перехода системы
в радикально новое, высшее качество. Может произойти почти полный возврат к
старому, а может – скачок вперед, но все еще внутри старого «большого»
качества. Причем так получается не из-за того, что что-то «неправильно делали»
и «враги помешали», а как историческая необходимость.
Взрыв
пролетарских революций начала ХХ века оказался флуктуацией развития все еще в
рамках капитализма, ее особенной формой, выполняющей над собою и над всей
мировой системой некоторую общую прогрессивную работу. Морская губка, будучи
разорванной на отдельные клетки, снова
собирается в маленькие живые губки, а может — и в одну цельную губку. Незрелый
российский капитализм, вырванный из мировой системы и получивший смертельный
удар по всем своим институтам, пройдя ряд уникальных фаз, восстановился в более
совершенный капитализм и интегрировался обратно в мировую систему.
Что, в
сущности, представляла собою экономика СССР? То же, что экономика
Великобритании — лидера капиталистического движения — двух предыдущих столетий,
только в хитрой обертке «социализма». Вместо множества фирм — одна супер-фирма
с бюрократическим аппаратом во главе. Вместо выдачи всей оплаты рабочей силы
деньгами — передача значительной доли государству, которой затем хватало на
бесплатное жилье, образование, медицину. Для осуществления такой особенности
руководству государства приходилось политическими методами бороться с
негативными атрибутами капитализма — вместо гонки за капиталом преследовать
максимизацию производства вещественной полезности и удерживать ее
действительную доступность для всех граждан. Но политика — это надстройка, и на
несвойственном ей базисе она долго не продержалась. Силой объективные законы
экономики не подавить. Индустриализация-пролетаризация и НТР завершили свою
работу (историческая миссия СССР, как и создание противоречивой среды для
открытий в гуманитарной сфере, таких как деятельностная теория психики, теория эстетики,
механика истории, всеобщая теория развития), и жизнь в СССР пошла на
уравновешивание с «окружающей средой», а сегодня уравновесилась окончательно,
насколько это возможно.
Конечно,
Ленин все-таки надеялся на отмирание государства, но и то, что получилось —
большой необходимый вклад в мировую историю. Нам же нужно двигаться дальше.
Насчет
приведенного выше списка «зерен будущего», его уточнения, изменения, или
создания совсем другого, здесь на помощь нужно призвать науку (и гуманитарную,
и техническую), причем не только в готовом виде, а и самостоятельно развивать
ее до необходимого уровня. Детальнее – смотрите в описании проекта Истматика [https://gitlab.com/tehnokom/histmatic].
Теперь
о том, что вкладывать в существующие революционные очаги, как и в каком виде
эти очаги создавать. Чего действительно не хватает всем альтерглобалистам,
волонтерам и коммунарам? Актуальной теории. Ее нужно развивать на базе всей уже
имеющейся культуры, получая «пищу» из результатов активного вмешательства в
действительность на базе уже имеющихся знаний и выводов. Какие же выводы есть
прямо сейчас? Их немного, но они фундаментальные. Рассмотрим их вкратце.
Основная цель будущего – производство
Человека – должна подчинять себе всю деятельность,
начиная с первой минуты осознанного создания и/или развития «зерна будущего».
Концентрация прогрессоров в локальные коммуны в целом не обязательна, хотя
потребность в ней может возникать при определенных обстоятельствах. Как писал
Ленин, нужно использовать в зависимости от ситуации все виды борьбы – и
легальные, и нелегальные. Так и сейчас – может сгодиться распределенная работа,
а может понадобиться группировка на ограниченной территории, можно действовать
только неформальными силами, а может понадобиться кооперация на основе
допустимых компромиссов с парламентскими партиями, государствами, корпорациями.
Вне зависимости от частных форм, деятельности всех очагов революции должны быть
присущи следующие черты:
- стремление
превращать все во все. Себя и других – в любых специалистов, весь окружающий
мир – в удобную среду, кратчайшими путями. Что касается мира вещей, он уходит
на второй план, и в нем все больше вещей производится все более универсальными
путями (алхимики желали при помощи «философского камня» превращать что угодно в
золото, а мы – что угодно в любую нужную здесь и сейчас полезность);
- жизненное
время разбивается на преимущественно необходимое для обеспечения материального
основания и преимущественно творческое, последнего должно становиться все
больше («преимущественно» – потому что человек не может вообще ничего делать не
творчески, даже копать картошку или рисовать условно прямую линию на листе
бумаги);
-
более важен не тот продукт, который мы производим, а то развитие, которое с нами
в этом процессе происходит. Но хотя продукт второстепенен, чем совершеннее он
будет, тем совершеннее мы, его создатели. Преследуется в первую очередь наше
развитие, как следствие – преследуется качественный продукт, облегчающий жизнь
и высвобождающий еще больше свободного времени. Производить нужно стремиться без
вреда здоровью, без разрушения экологии, без ущерба животным и без зависимости
от не возобновляемых природных ресурсов;
-
деятельность коммунаров уже в настоящем, внутри старой системы, станет такой,
чтобы помогать друг другу получать как можно больше свободного времени (то есть
освобождать от необходимой составляющей и суметь направлять на развитие способностей).
Это ведет к заповеди: «Не сотвори ничего для себя». Если более эффективно (а
чаще всего это так) произвести полезность промышленным способом на особой
территории руками и умом специально обученного персонала, то это так и должно
быть сделано. Например, вместо непроизводительного выращивания овощей и фруктов
на личном участке для себя – получение их из автоматизированных теплиц. Кто-то
сегодня специализируется на овощах и производит их для нас при помощи наиболее
развитой техники, а мы – специализируемся на строительстве жилища и производим
его для других, тоже при помощи наиболее развитой техники. Через время
профессию можно сменить, пройдя обучение прямо на производстве (например, кто-то
насиделся за чертежами и расчетами и желает поработать физически, а кто-то –
напротив). Каждый работник стремится сделать полезность для других как можно
лучше, потому что сам всю необходимую полезность в личное потребление получает
исключительно от других. Так мы увеличиваем количество свободного времени друг
друга. Куда в первую очередь устремится это время? На творчество, и прежде
всего – на творчество научно-техническое, чтобы завтра монотонного, мало
развивающего труда стало еще меньше, чтобы наш любопытный ум проник еще глубже
в космос, в секреты материи вообще и в тайны тончайшей ткани сложнейшей из форм
движения – общественной, т.е. чтобы мы еще лучше познали сами себя. Так как в
наиболее развитых формах сильнее всего просвечивают всеобщие законы, познавая
себя, мы познаем фундаментальное устройство мироздания, улавливаем принципы и тенденции
развития. Осознав себя самостоятельными деятелями (атомами общества) полиса
(космоса общества), античные эллины смогли помыслить первую атомную модель
вещества и первую звездную модель Вселенной. Освободив себя от оков законов
капитала, мы откроем себе не только мысленный, но и физический путь в глубины
Вселенной. До этого момента Природа не дает нам ни дотянуться до звезд, ни
запустить термоядерный реактор на Земле, ни достичь долголетия.
Только
как следствие развития указанных отношений, через несколько разнокачественных
этапов, мы придём к тому, что станет возможным все, что не противоречит законам
механики, физики, химии, биологии, а законы социальной стихии, мешающей
осуществлять технический прогресс, мы превратим в законы свободы,
способствующие этому прогрессу. Тогда отомрет и капитал, и работать мы будем не
за деньги, а для саморазвития и для производства полезности. Полет на Марс не
ради новых миллиардов долларов, а ради развития нас как космодесантников, ради
расширения ареала жизни. Многие из тех, кто это осознали, уже работают над
собой и миром в кооперации с единомышленниками на базе объединения Техноком [https://tehnokom.su].
Присоединяйтесь, товарищи!
4. PS. Несколько идей по
деятельности нового типа
Большинство
существующих (и разрастающихся!) островков будущего – волонтерская деятельность
в помощь тяжело больным, беженцам, бездомным животным, просветительство и т.д.
– относительно экономической системы работают как неприбыльные (т.е. плохие,
бесполезные для собственно капитализма) утилизаторы стоимости и непосредственно
жизненного времени. С точки зрения будущего уклада – это еще очень «сырые»
формы нового труда: они развивают гуманизм, но ассортимент работ, их сложность и
обеспечение пока невелики, а распространиться на большее число сфер и
разрастись по масштабам не позволяет капитализм. Тем не менее, пробовать делать
большее нужно, и за это агитирует сообщество Техноком, призывая к созданию
неких «народных предприятий». Активисты Технокома могут помочь с юридической
легализацией производств нового типа на территории различных государств.
Основные тезисы, известные на данный момент, которых нужно придерживаться, были
перечислены выше в данной статье. Что
на этом основании делать конкретно?
Далеко ходить не придется. Ниже я приведу несколько идей, навеиваемых
ежедневной действительностью в городе Мариуполь.
У нас
между городом и одним из прилегающих поселков есть заброшенный черешневый сад.
Небольшое число людей, знающих о нем, в соответствующий сезон приходят туда
полакомиться. Пройдет еще несколько лет, и сад исчезнет (деревья имеют свойство
стареть и засыхать, а новые никто не сажает). Так уже случилось несколько лет
назад с подобным садом, который рос в другой части города. Если удастся найти и
осуществить некоторую форму «коннектора» между неформальной гражданской
инициативой и юридической системой государства Украина, можно не только
предотвратить гибель сада, но и сделать его еще одним новым «кирпичиком» в
фундаменте будущего уклада. Итак, необходимые правила «общения» людей с этим
садом, законной возможности осуществить которые следует попробовать добиться:
-
каждый может прийти в сад и посадить там новые черешневые деревья, а также
ухаживать за уже существующими, делать уборку, и таким образом развивать себя
как садовник, контактировать с природой, общаться с другими волонтерами,
избегать гиподинамии;
-
каждый может прийти в сад и поесть черешен, независимо от того, участвовал ли
он в их выращивании. Можно набрать ягод и собой без применения транспортных средств
и только для личного употребления или дарения, но не для продажи;
- за
случаи нарушения правил классическим способом не наказывают, но размещают
информацию о нарушителе на специально созданной для таких случаев странице в
соцсети, на новости которой подписываются любые желающие граждане. Так
репутация нарушителя портится, его высмеивают, кто-то может решить не
предоставлять ему больше личные дары, кто-то – не вступать с ним в кооперацию
во время волонтерского труда;
- пока
у «распределенных коммунаров» нет собственного, нового способа реагировать на
более тяжелые нарушения, например, спиливание кем-то здоровых деревьев, поджог
и т.п., наказанием за эти деяния должны заниматься соответствующие
государственные структуры. В будущем необходимо учиться менять те условия, которые
порождают преступников и сводить к нулю случаи необходимости какого-либо
наказания за преступления.
В
дальнейшем подобный принцип следует распространять на другие, самые разные
сферы производства. Но даже если процесс стартует, против него немедленно
восстанет целый ряд серьезных проблем, решение которых еще предстоит искать:
- добровольный
труд в свободное время, без нормы и вознаграждения, - утилизатор «излишков», но
не подходящий капитализму – новая стоимость не образовывается, не становится
капиталом. Вместо этого у потребителей появляется бесплатный продукт, из-за
которого цена аналогичных товаров, выставляемых на рынок обыкновенными частными
собственниками, падает. Она может упасть ниже приемлемого для капиталистов
уровня, и они разорятся. Это абстрактно, а на практике сопротивление со стороны
капиталистов может начаться прежде, чем созреют первые бесплатные ягоды. Можно
бороться с кем-то, кто тебе противопоставлен, но как бороться с самим собой? Например,
сам я в текущий момент зарабатываю на жизнь преподаванием программирования. Что
будет, если я захочу дополнительно бесплатно, для саморазвития, выпустить в
открытый доступ на YouTube серию авторских видео-уроков по некоторой новой технологии
программирования? Так делают некоторые программисты, специалисты по иностранным
языкам и некоторым другим областям знаний, но тем самым они понемногу, но все
же подрывают источник собственного денежного дохода. В будущем, когда все
работы станут волонтерскими (от каждого – по способности), все продукты станут
общедоступными (каждому – по потребности). Но нам предстоит сделать первые шаги
внутри капиталистического общества, которое будет реагировать на наши «новинки»
как антитела организма на «непрошеных гостей», причем эта реакция будет как снаружи
очага революции, так и внутри него, вплоть до внутренней борьбы отдельно
взятого человека;
-
чтобы начать работать с любым потенциальным источником продукта, например, с
тем же земельным участком, нужно сначала изъять его у недобросовестного
собственника, а затем зарегистрировать на нового собственника. Если формальным
собственником от коммуны будет один человек, с ним легко расправится реакция, а
если это будет коллектив акционеров, то акционеры могут начать предвзято
относиться к волонтерам и потребителям не-акционерам. Кроме того, государство и
банда рейдеров, нанятых бизнесменами, всегда имеют возможность отобрать или
уничтожить плоды труда волонтеров. Последние не могут противопоставить
захватчикам силу, так как это не разрешается законами государства. Кроме того,
вооруженное насилие – одно из явлений, которое мы должны изживать (рудимент, не
собственно человеческое деяние). Конечно, без вооруженного захвата Зимнего
Дворца дальнейшие социальные процессы на территории России в ХХ веке
происходили бы дольше, мучительнее, с большими
бедствиями, нежели те, которые случились в реальной истории. Возможно, Россия
не сделала бы всех тех вкладов в мировую историю, которые были сделаны в рамках
СССР. Но нужно помнить, что за относительно безболезненным (благодаря как раз
вооруженности в придачу к большой организованности и многолетней
предварительной работе) переворотом последовали ужасные Гражданская война,
лагеря (для многих ставшие лагерями смерти), Великая Отечественная война, бойни
за освобождение политических колоний. Все это было не по злой воле. На такой
путь увлекли СССР объективные, еще не подвластные нам силы развития общества. И
все же, нужно всеми силами стремиться не допустить повторения кровопролития. Полиция,
войны, тюрьмы – это атрибуты уходящей эпохи, которые нужно преодолевать,
создавая условия для их отмирания. Не окажешь вооруженное сопротивление –
проиграешь сразу, окажешь – проиграешь сначала внутри себя, а позднее – и в
целом. До сих пор практически всегда приходится выбирать из двух зол меньшее,
но так, чтобы, в конечном счете, выиграть сражение (смотри кинофильм «6 июля» -
противостояние позиций Ленина и Марии Спиридоновой). А нужно стремиться
находить снятие, и в этом направлении нужно развивать возможности Истматики;
-
можно было бы давить на капиталистов и на аппарат их политической власти –
государство – мирным стачечным способом, когда это имеет смысл, т.е. когда
противник объективно способен хотя бы начать выполнять требования. Так прямо сейчас следует ударить по прибылям
миллиардеров во всех странах мира с требованием безоговорочно прекратить
военный террор против мирных граждан Сирии, осуществляемый рядом государств
и армией самой Сирии одновременно в виде потакания «исламским радикалам» и в
виде «борьбы» с ними. Это же касается имитации гражданской войны в Украине,
поставляющей материалы для ежедневных телешоу о том, «как мы боремся с врагами»,
транслируемых обеими «сторонами конфликта» друг о друге. В качестве инструмента
давления существуют приемы «итальянских», т.е. скрытых забастовок. Также всего
несколько десятков инженеров, диспетчеров и администраторов могут при помощи
остановки транспорта, кибер-атак и манипуляций с крупными электроподстанциями
остановить производство капитала в масштабах целых государств и групп
государств. Понадобится межпрофессиональная и международная солидарность класса
промышленного пролетариата (сегодня точнее сказать – полу-пролетариата),
которой пока что практически нет. Кроме того, армии относительно автономны, и
будут нещадно карать повстанцев. Даже распространение данного текста и подобных
ему – большая проблема, потому что сотрудники государственных служб
безопасности, когда он попадет им в руки, с большой вероятностью сочтут его
противозаконным и будут преследовать авторов. Еще до этого момента администраторы,
работающие на хозяев популярных блог-сервисов, поспешат ликвидировать «опасные»
посты. Последнюю проблему частично решает собственный веб-портал прогрессоров –
Техноком.
Временно
отвлечемся от будущих трудностей. Вот еще пара идей (пока без детализации):
-
кооперация по работе с жильем. Еще в художественном фильме «Застава Ильича»
(1964 г.) Марлена Хуциева среди прочих показана проблема собственного жилья для
будущей молодой семьи. Но в том фильме новое жилье массово строилось, и был
шанс его когда-то получить, а сегодня многие хозяева доводят свои «лишние» дома
и квартиры до разрухи, но ни за что на свете не снизят цену, тем более – не
отдадут государству бесплатно, чтобы жилье досталось самым нуждающимся.
Промежуточная цель проекта – не допускать утраты жилого фонда и предоставлять
его по доступной цене молодым семьям. Конечная цель – жилье не является
собственностью того, кто в нем проживает, но проживать в нем он может сколько
угодно долго – по потребности; обслуживание – теми, кто в данный момент выбрал
соответствующую специализацию;
- продвижение
всех видов современного электротранспорта с проездом по пониженной цене и с
привлечением волонтеров к его внедрению и обслуживанию (а позднее – и к
производству). Цены на проезд в городском и пригородном транспорте растут через
каждые несколько месяцев (а зарплата – раз в несколько лет, и меньше, чем
выросли за этот период цены). При этом автобусы ходят редко, забиты пассажирами
до предела, внутри салона – вредная для здоровья вибрация, летом – жара и
сквозняки, зимой – холод, снаружи – бензиновые выхлопы, увеличивающие
вероятность онкологических заболеваний. Стариков-пенсионеров, которые строили
для нас города и заводы, поднимали целину, вышвыривают прочь, если те не платят
за проезд.
Все перечисленные идеи оставляю открытыми для
обсуждений и предложений, для которых существует группа Культурная революция XXI век [https://vk.com/cult_rev]. Также жду
Ваших идей. Проблем-то – море. Люди умирают от тяжелых заболеваний, вынуждены
бежать от войны и голода, СМИ стремятся максимально отупить народные массы,
ресурсы планеты транжирятся, природа загрязняется. Многие страдают от
неразделенной любви и по различным причинам совершают суициды. Мы должны
противопоставить всему этому свои решения, развивающие нас как истинных людей!
Комментариев нет:
Отправить комментарий