вторник, 23 мая 2017 г.

О вкладе Жака Фреско в мировую культуру


           В своих работах я подвергал критике содержание пропагандистской деятельности Жака Фреско, но совсем бегло, не развернуто.
18 мая 2017 года основатель и главный «двигатель» всемирно известного движения «Проект Венера», умер в возрасте ста одного года. Пора подвести итог его вкладу в мировую культуру.
А итог, по моему мнению, прост. Жак показал всему миру, как может выглядеть быт людей в пост-капиталистическую эпоху. В качестве основного жизненного ориентира будущего – всестороннее развитие каждого, как можно больший творческий вклад каждого в развитие всего общества. Вся деятельность – согласно принципам науки и гуманизма, по крохам выработанного в течение тысячелетий, и в гармонии с природой. И это была уже не вполне утопия.
Старые утопии лишь идеализировали настоящее, а здесь – взгляд в действительно возможное, исторически необходимое будущее. Как удалось ему заглянуть туда, за горизонт современной культуры? На самом деле, первым туда заглянул Карл Маркс еще в XIX веке, проанализировав логику самодвижения настоящего при помощи диалектико-материалистического научного метода, выработанного им же. Деятелям следующих столетий досталась задача найти действительный путь в указанное будущее, точнее, помочь Истории как можно легче совершить переход в него. Но дело оказалось не простым и не быстрым.
Когда что-то временно не удается решить в материальном мире, за дело берутся люди искусства: пишут картины, сочиняют романы, снимают фильмы. В «Гадких лебедях» братья Стругацкие, не имея возможности показать точные картинки из будущего, показали сам невероятный разрыв между старым и новым мирами: вино превращается в воду (Иисус делал обратное), а взмах веточкой отражает атаку военного самолета. Приоткрыл завесу будущего и Иван Ефремов, при помощи литературных утопий и антиутопий. В чем же тогда новизна произведений «Проекта Венера»?
Фильмы, созданные под руководством Жака Фреско, в отличие от романов Стругацких и Ефремова, - документальные. Фантастические романы читают многие, но при этом большинство думает: «Красивые сказки. Красивые и невозможные». Фреско доказывал всем, что не сказки, что возможные, что нам самим нужно воплощать их в жизнь, и начать нужно прямо сейчас. Информация подавалась в формате, максимально понятном самым широким массам зрителей, слушателей и читателей в мире, а Интернет донес ее в самые отдаленные уголки.
То, чего еще нет, невозможно представить детально. Насчет крупных ошибок в деталях заявлял и сам Фреско. «Декорации» пришлось мысленно достроить, чтобы показать людям некоторую картинку, более-менее отражающую суть будущего уклада. И я считаю, что это удалось сделать в полной мере – показать большим массам людей на всех континентах, как возможен «другой мир», «другая жизнь», в которой снимаются все острейшие проблемы современности, и каждый получает свободу для творчества.
За что же я тогда критикую «Проект Венера»? Это движение позиционировалось как достаточное для осуществления «Большого Перехода» из царства необходимости в царство свободы. Но как это предлагается делать? А предлается «проектировать будущее» - вести пропаганду «ресурсно-ориентированной экономики», делать технические изобретения для «светлого будущего», создавать образцово-показательные коммуны. И здесь – предел движения.
С одним только пониманием необходимости «ресурсно-ориентированной экономики» и ее основных принципов внедрить ее в повседневную жизнь невозможно. Требуется обнаружить локальные самозарождающиеся начатки будущего уклада, понять, как помочь им развиться, проанализировать результаты и отталкиваться от этого в дальнейшей практике. Нужно найти такую смычку между коммунами и классической политэкономической системой, чтобы их отношения были подобны отношениям первых европейских морских кампаний, мануфактур и фабрик с зашедшим в тупик феодальным укладом и господствующими в нем абсолютными монархами. С самого начала внутри коммун должна преследоваться основная цель будущего – свободное развитие каждого как условие свободного развития всех. Экономическая сторона должна уйти в основание, но быть способной поддерживать достаточный современный быт людей и обеспечивать им массу свободного времени. Также не следует забывать о вопросах воспитания, гуманизма, эстетики, ресурсов, экологии, здоровья, отношения к животным – все это должно начать решаться уже на первых шагах.
Также очень сомнительно, что на пике мирового кризиса правящий класс капиталистов перейдет на сторону прогресса так же легко, как показано в конце фильма «Дух времени 3: Движение вперед». Даже когда коммуны (это название условно, лучше сказать – развивающиеся «зерна будущего») наберут силу и будут являть собой очевидный выход из кризиса, будет невозможно доказать владельцу миллиардов долларов, привыкшему купаться в бассейне с шампанским на собственном острове, что теперь важнее всестороннее развитие, а брать столько материальных благ, чтобы «из горла лезло» - просто неприлично.
И все же, «Проект Венера» и некогда связанный с ним «Дух времени» свою прогрессивную историческую роль сыграли. Многие увидели ориентир, а как к нему двигаться – наша (прогрессоров) общая очередная задача. Представить будущее во всей полноте невозможно, ведь мы – часть существующей в непрерывном движении в пространстве и времени материи, а она, в свою очередь, - сам себя строящий путь. Когда достроим себя до общества, избавившегося от рудиментов животного и товарно-классового прошлого, только тогда и увидим, что получилось.
Жак Фреско выполнил свою прогрессорскую миссию настолько, насколько хватило его творческих сил. От нас требуется продолжать движение от абстрактного к конкретному, к практическому старту «Большого перехода», стоя на почве, подготовленной такими замечательными предшественниками.

Юрий Трофименко

Комментариев нет:

Отправить комментарий