В недавно
выпущенной брошюре «О душе и Духе» о Боге с современной научной точки зрения было
сказано достаточно. Но ее объем слишком велик для среднестатистического
интернет-читателя, а тем временем по всему миру растет количество войн и
терактов, происхождение и подача в СМИ которых тесно связаны с понятием Бога.
Поэтому – еще короче по теме, на сей раз без детальных доводов, примеров и
отступлений.
Бог есть, но
не существует. Иначе: Бог имеет идеальное бытие, но не существует как
объективное явление материальной действительности, независимое от суждений о
нем человека. Точно так же не существуют драконы, кентавры, привидения, Летающий
Макаронный Монстр, Микки-Маус и т.д. Но все перечисленные и подобные им образы
не имели и не имеют такого грандиозного влияния на ход человеческой истории, как
Бог. Последний (под разными именами) на протяжении как минимум двух тысяч лет
упоминался и до сих пор достаточно часто упоминается в контексте
благотворительности разных масштабов, совершения архаичных обрядов большими
массами людей, необходимости соблюдения юридически закрепленных норм поведения
гражданами целых государств, а также индивидуального, национального и
международного террора. В чем разница?
Каждый образ
из «мира идеального» есть отражение некоторого явления из мира объективных
материальных процессов. Обратное влияние идеального образа на материальный мир
пропорционально важности и масштабу соответствующего явления. Поразмыслите
сами, что отражено в форме персонажей игры «Сердитые птицы», не имеющих
конечностей, обладающих телом, состоящим практически из одной головы, и
демонстрирующих свои моральные принципы, талант и мастерство при помощи «хобби»
- безвольного полета в качестве «пушечного ядра» или безвольного ожидания попадания
этого «ядра» в себя? Последствия распространения данных образов в обществе
относительно скромны – море жизненного времени, потраченного на примитивные
компьютерные игры. Бог же в превратной, фантастической форме отражает всю неподчиненную
обществом социальную стихию. Эта самая фантастическая форма бывает очень
разной. В Средние Века христианское Святое Семейство было идеальным отражением
земных монархических кланов. А вот Аллах изначально «выглядел» довольно
абстрактно – как незримый свод законов о «правильном» поведении в обществе и
как установка на захват города Мекка. С тех пор этот образ изменился не сильно.
Самоубийцы из международной организации «Исламское государство» с радостью
взрывают себя и подставляются под бомбы европейской военной авиации, будучи
уверенными, что попадут в Рай. Откуда такой фанатизм?
Ответ простой – глубокое невежество. В истории
науки химии был такой искаженный образ – «теплород». Сегодня он уже давно
забыт, поскольку теплота была позднее верно понята как интенсивность
движения молекул и атомов. Ничего не ведающим о современных достижениях науки людям
можно преподнести теплоту как «теплород», а социальную стихию, подобную
спонтанной ядерной лавинной реакции, - как кровожадного Аллаха. Экономическое
соперничество и жестокая эксплуатация, «перемолот» ресурсов, войны и теракты –
все это процессы, необходимые для продолжения функционирования земного общества
в современном виде. Так будет продолжаться, пока законы социальной стихии не
будут в полной мере поняты и использованы для ее подчинения чисто человеческим
ценностям, которые формируются по ходу истории и пока не могут достичь своей
зрелости. Но если позволить большим массам людей это осознать, то никто не
захочет выполнять жизненно необходимые для мировой экономики «грязные работы»,
тем более – жертвовать жизнью. Поэтому международные организации, отвечающие за
динамическую устойчивость настоящего положения, предлагают нам образ Бога (или
другой – в зависимости от местной специфики, например, образ Нации).
Комментариев нет:
Отправить комментарий