вторник, 22 декабря 2015 г.

Еще раз о Боге (совсем кратко)



 В недавно выпущенной брошюре «О душе и Духе» о Боге с современной научной точки зрения было сказано достаточно. Но ее объем слишком велик для среднестатистического интернет-читателя, а тем временем по всему миру растет количество войн и терактов, происхождение и подача в СМИ которых тесно связаны с понятием Бога. Поэтому – еще короче по теме, на сей раз без детальных доводов, примеров и отступлений.
Бог есть, но не существует. Иначе: Бог имеет идеальное бытие, но не существует как объективное явление материальной действительности, независимое от суждений о нем человека. Точно так же не существуют драконы, кентавры, привидения, Летающий Макаронный Монстр, Микки-Маус и т.д. Но все перечисленные и подобные им образы не имели и не имеют такого грандиозного влияния на ход человеческой истории, как Бог. Последний (под разными именами) на протяжении как минимум двух тысяч лет упоминался и до сих пор достаточно часто упоминается в контексте благотворительности разных масштабов, совершения архаичных обрядов большими массами людей, необходимости соблюдения юридически закрепленных норм поведения гражданами целых государств, а также индивидуального, национального и международного террора. В чем разница?
Каждый образ из «мира идеального» есть отражение некоторого явления из мира объективных материальных процессов. Обратное влияние идеального образа на материальный мир пропорционально важности и масштабу соответствующего явления. Поразмыслите сами, что отражено в форме персонажей игры «Сердитые птицы», не имеющих конечностей, обладающих телом, состоящим практически из одной головы, и демонстрирующих свои моральные принципы, талант и мастерство при помощи «хобби» - безвольного полета в качестве «пушечного ядра» или безвольного ожидания попадания этого «ядра» в себя? Последствия распространения данных образов в обществе относительно скромны – море жизненного времени, потраченного на примитивные компьютерные игры. Бог же в превратной, фантастической форме отражает всю неподчиненную обществом социальную стихию. Эта самая фантастическая форма бывает очень разной. В Средние Века христианское Святое Семейство было идеальным отражением земных монархических кланов. А вот Аллах изначально «выглядел» довольно абстрактно – как незримый свод законов о «правильном» поведении в обществе и как установка на захват города Мекка. С тех пор этот образ изменился не сильно. Самоубийцы из международной организации «Исламское государство» с радостью взрывают себя и подставляются под бомбы европейской военной авиации, будучи уверенными, что попадут в Рай. Откуда такой фанатизм?
Ответ простой – глубокое невежество. В истории науки химии был такой искаженный образ – «теплород». Сегодня он уже давно забыт, поскольку теплота была позднее верно понята как интенсивность движения молекул и атомов. Ничего не ведающим о современных достижениях науки людям можно преподнести теплоту как «теплород», а социальную стихию, подобную спонтанной ядерной лавинной реакции, - как кровожадного Аллаха. Экономическое соперничество и жестокая эксплуатация, «перемолот» ресурсов, войны и теракты – все это процессы, необходимые для продолжения функционирования земного общества в современном виде. Так будет продолжаться, пока законы социальной стихии не будут в полной мере поняты и использованы для ее подчинения чисто человеческим ценностям, которые формируются по ходу истории и пока не могут достичь своей зрелости. Но если позволить большим массам людей это осознать, то никто не захочет выполнять жизненно необходимые для мировой экономики «грязные работы», тем более – жертвовать жизнью. Поэтому международные организации, отвечающие за динамическую устойчивость настоящего положения, предлагают нам образ Бога (или другой – в зависимости от местной специфики, например, образ Нации).

Комментариев нет:

Отправить комментарий